• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Классовая структура в обществе размыта, но хипстеры порождают столкновения"

Секрет фирмы. 4 июня 2013

Елена Омельченко, профессор, заведующая кафедрой социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) для "Секрета фирмы".

Хипстеры в истории молодежных субкультур — явление не новое. Появились они в США в конце 1940-х. Но, на мой взгляд, к современным хипстерам ближе субкультура Teddy Boys, которые тоже возникли в середине прошлого века, но в Великобритании. Это была молодежь из рабочих пригородов, чьи амбиции не соответствовали "низкому" происхождению. Тедди-бойз носили бархатные пиджаки, узкие ботинки и галстуки-бабочки — так они хотели стать ближе к золотой молодежи. В России наиболее близки к  ним стиляги. Первая волна стиляжничества пришлась на 1950-1960-е годы, вторая — на конец 1980-х.

В России хипстеры стали заметны в 2009 году. Современный российский хипстеризм — это, с одной стороны, реакция молодежи на перепроизводство, поиск собственной идентичности. Отсюда и антигламур, антикапитализм, обращение к старине и винтажу, хендмейду и "профессионализация хобби" (например, фотографии). С другой стороны, возможно, это, как и в случае с тедди-бойз, стремление в более высокий социальный класс. При этом хоть классовая структура в нашем обществе размыта, хипстеры все же умудряются порождать классовые столкновения: остальная молодежь воспринимает их как излишне интеллектуальных обеспеченных модников и демонстрирует негативное отношение к ним.

Не стоит забывать, что любая субкультура — это маркетинговая ниша. В субкультуре есть ядро (носитель идеологии) и есть периферия, имитирующая отдельные элементы — например, очки или прическу. Чем дальше от ядра, тем меньше содержания и больше имитации. Массмаркет просто копирует моду на хипстерство и работает на обширную субкультурную периферию. В конечном итоге хипстеры повторяют путь любой субкультуры. Сначала это авангард. Потом рынок начинает использовать какие-то находки, как, например, было с черным цветом готов или ирокезами панков. Потом внешние атрибуты делаются частью массового производства. Социология описывает это так: узкий тренд становится ведущим, и со временем сама "ядровая группа" начинает отказываться от принадлежности к субкультуре. Она может по-прежнему придерживаться своей идеологии, но никак не проявлять это внешне или же придумать себе какую-то дополнительную фишку. Так, например, появились готы-анархисты или готы-экологи. Но есть и субкультуры, которые просто растворились в мейнстриме, как, например, эмо.

Как именно пойдет этот процесс у хипстеров, прогнозировать сложно. Но развязку мы увидим скоро: в информационном обществе субкультура становится мейнстримом гораздо быстрее, чем раньше.