• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Петербургские ученые объяснили, что нужно россиянам для счастья

rbc.ru. 4 апреля 2013

Как сообщает экспертный портал Высшей школы экономики ОПЕК, на вечный вопрос о том, что необходимо людям для счастья, пытались ответить заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин и американские ученые Рональд Инглхарт и Роберто Фоа. По их данным, жители России преимущественно озабочены материальным успехом, чем возможностью самореализации...

Россиян материальное положение волнует куда больше нежели возможность самореализации. К такому выводу пришли петербургские социологи совместно с коллегами из США. Как сообщает экспертный портал Высшей школы экономики ОПЕК, на вечный вопрос о том, что необходимо людям для счастья, пытались ответить заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин и американские ученые Рональд Инглхарт и Роберто Фоа.

По их данным, жители России преимущественно озабочены материальным успехом, чем возможностью самореализации. В то же время общемировой тренд характеризуется движением от ценностей выживания к ценностям самовыражения.

Ученые поясняют, что после развала СССР в России резко понизился уровень жизни — а соответственно и "уровень счастья". "Падение уровня счастья в России в 90-е годы – уникальное явление, поскольку нигде в мире такого провала больше не было", – рассказал Э.Понарин. Как он отметил, если сопоставить уровень субъективного благополучия и динамику ВВП на душу населения, то эти показатели в России близки друг другу.

Очевидно, что уровень материального достатка напрямую взаимосвязан с уровнем счастья. Как отметил Э.Понарин, в бедных странах небольшое повышение уровня материального благополучия значительно повышает уровень счастья. "Но дальнейший материальный рост приводит уже к небольшому росту субъективного благополучия. Базовые потребности удовлетворяются и на первый план выходят другие", – отметил он.

Т.е. ценности выживания, в том числе жадность и подозрительность, должны уходить на второй план. "Жадность, потому что каждая лишняя копейка повышает шансы выживания, а подозрительность, потому что присутствует боязнь чужих, от которых можно ожидать все, что угодно. Когда появляются поколения людей, свободных от подобных комплексов, на первый план выходят ценности самовыражения", - говорит Э.Понарин. 

Но Россия в этой теории представляет уникальный пример. С точки зрения ценности выживания Россия, по словам Э.Понарина находится почти на "полюсе жадности и подозрительности". "Так как наблюдения проводились довольно долго, то можно проследить в каком направлении движется мир. И это движение соответствует теории Инглхарта – от выживания к самовыражению", – рассказал Э.Понарин.

Исследования показывают, что в большинстве стран цивилизованного мира происходит движение, с одной стороны, в сторону ценности самовыражения, а, с другой, в сторону секулярно-рациональных ценностей. То есть, люди чувствуют все больше свою способность контролировать окружающую среду и в то же время ощущают потребность в самовыражении.  Россия движется в противоположные стороны по этим направлениям.

"Мы видим, что в посткоммунистической Европе в целом происходит движение немного вниз от секулярно-рациональных ценностей, поскольку на место социалистической идеологии отчасти приходит религиозная. Но при этом посткоммунистическая Европа движется и в сторону ценностей самовыражения, а мы наоборот", – пояснил Э.Понарин.

Развал СССР навсегда понизил уровень счастья у старших (советских) поколений россиян. На людей среднего возраста, как отметил Э.Понарин, также сильно подействовал кризис и коллапс социалистической системы. А вот счастье младшего поколения в России растет пропорционально росту экономики. Это, согласно теории Р.Инглхарта, соответствует ценностям периода ранней индустриализации, когда удовлетворяются базовые потребности. Ценностям самовыражения еще предстоит дождаться своей очереди.