• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пункты простоя

Российская газета. 5 марта 2013

ОЧЕРЕДИ на финской границе стали большой проблемой - настолько большой, что из Санкт-Петербурга удобнее ездить за покупками в Лаппеенранту не напрямую, а через Светогорск. С учетом популярности шоп-туров в Финляндию это создает значительные неудобства петербуржцам. Можно ли как-то решить эту проблему?

ОЧЕРЕДИ на финской границе стали большой проблемой - настолько большой, что из Санкт-Петербурга удобнее ездить за покупками в Лаппеенранту не напрямую, а через Светогорск. С учетом популярности шоп-туров в Финляндию это создает значительные неудобства петербуржцам. Можно ли как-то решить эту проблему?

Увы, это очень сложно, даже если оставить в стороне вопрос о том, что значительная часть коммерческих грузов поступает к нам автотранспортом именно через Финляндию, что создает сильную нагрузку на пограничные пункты.

Прежде всего, жителям Петербурга хочется недорого съездить за границу, россиян вообще тянет за рубеж, и Финляндия предоставляет петербуржцам практически идеальную возможность удовлетворить это желание.

Кроме того, они искренне (и, к сожалению, обоснованно) считают, что финские товары лучше продающихся в России (даже продукция одного и того же производителя). И пока у жителей нашего города не пропали это желание и эта убежденность, очереди на границе будут только расти. Какие же могут быть решения?

Разумеется, можно расширять пункты пропуска, однако на это потребуется много времени и денег. Кроме того, реконструкция пунктов уже производилась, но привело это не к исчезновению очередей, а их некоторому сокращению.

Надо отдать должное пограничникам и таможенникам. В случае резкого увеличения очереди они принимают меры, чтобы ее уменьшить: пропускают автотранспорт по дополнительным полосам (грузовым), заранее раздают таможенные декларации, менее дотошно проверяют туристов. Однако и эта мера лишь сглаживает остроту проблемы, но не устраняет ее.

Кстати, интересно отметить, что, по многочисленным отзывам, финские таможенники и пограничники при существенно меньшей численности персонала справляются с обработкой очереди быстрее наших. Увы, оптимизация модели работы сотрудников наших погранпунктов требует смены внутренних инструкций и множества других формальностей, к которым отечественные силовые ведомства относятся крайне негативно. Однако такая оптимизация (уменьшение времени прохождения границы одним человеком) могла бы стать вполне действенным решением.

Наконец, можно упомянуть существующие системы оповещения о продолжительности ожидания в очереди, размещаемые в Интернете и регулярно обновляемые. Это позволяет планировать время ожидания на границе и выбирать время поездки. На сайтах размещаются и рекомендации по выбору оптимального периода поездки с точки зрения очередей. Например, опытные путешественники отмечают, что больше всего приходится ждать на границе в те дни, которые являются выходными у нас и рабочими - у финнов: тогда в Финляндию едут и те, кто хочет там отдохнуть, и те, кому нужно по делам, что, естественно, увеличивает очереди.

Единственный путь, гарантирующий полное исчезновение очередей - отказ от виз между нашими странами, но это решение тоже на долгосрочную перспективу. Впрочем, оговоримся: очереди могут возникнуть и в этом случае, если число желающих посетить нашего ближайшего соседа станет больше пропускной способности трассы "Скандинавия".

А пока петербуржцам придется тщательно выбирать время поездки, а после стояния в очередях на границе утешать себя замечательным вкусом финской копченой рыбы и тем, что бутылки Fairy, купленной в Лаппеенранте, хватает на больший срок, чем ее российской товарки.