• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайны дорожного покрытия

Российская газета.ru. 19 февраля 2013

В ПОСЛЕДНИЕ дни зимы хочется напомнить об одном явлении, которого вряд ли удастся избежать в этом году. В последнее время в обиходе журналистов появилась устойчивая фраза: "Весной асфальт сходит вместе со снегом". Очевидно, что асфальт может плавиться, но таять - нет. Что же такое происходит с нашими дорогами?

Ответ кроется в школьных уроках природоведения. Все мы помним эксперимент с демонстрацией расширения воды при замерзании. Она расширяется и разрывает бутылку, в которую была налита. Именно это простое явление и уничтожает наши дороги. Но начинается процесс разрушения немного раньше.

Чтобы асфальт гарантированно рассыпался на следующий год, необходимо произвести следующие действия: обеспечить отсутствие нормального сцепления верхнего слоя асфальта (который впоследствии разрушится) с промежуточным и обеспечить пористость структуры верхнего слоя.

Как сделать первое? Можно налить меньше битума на промежуточный слой, можно класть верхний слой на промежуточный, покрытый ГСМ, можно вообще битум не лить. В итоге два слоя не будут связаны между собой. Все остальное сделает вторая часть процесса и время.

Пористый слой получают, укладывая более холодную, чем нужно по технологии, смесь или уменьшая количество проходов катком по поверхности верхнего слоя. Отдельный вопрос - качество самой смеси. Зачастую видно, что она перемешана неравномерно и в промежутках битумных пятен появляются куски, которые состоят из мелкозернистой фракции гранита. А итог один - верхний слой пористый.

Еще один способ сделать слой пористым - увеличить размер каменной фракции. Потом при осадках вода пропитывает пористый слой и замерзает под действием холода. Одновременно твердеет и становится хрупким связующее асфальтовой смеси. Несколько циклов замерзания и таяния, и камушки начинают расшатываться.

Прибавьте к этому действие колесных шипов, и дорога в тех местах, где есть примыкание нового и старого участков асфальта, или там, где битума не хватает, начинает разрушаться. Достаточно вывалиться одному камушку. Дальше процесс становится лавинообразным, и на дорогах возникают округлые колдобины глубиной до промежуточного слоя асфальта.

Как такая халтура проходит через надзорные органы? Очень просто. На глаза проверяющего кладется фильтр, имеющий определенный цвет и размер. А в лабораторию отправляется вырезанный керн, но вырезанный не из сделанного участка, а из того, который внешне подходит по виду внешнего слоя.

Некоторые дорожники в начале года кладут небольшой участок по всем правилам, а потом вырезают из него керны на протяжении всего сезона. Эти участки можно увидеть по избыточному количеству круглых вырезов в дорожном полотне. Роль кернов заключается не только в том, чтобы быть отправленными в лабораторию и подтвердить слойность и пористость уложенного асфальта, но и в том, что место выреза становится очагом ускоренного разрушения дороги.

Отверстия разрушаются колесами автомобилей, образуя колдобины, и поэтому очень часто вырезы делаются именно в тех местах полотна, по которым в дальнейшем будет пролегать колея транспортного потока. А это значит, что вскоре этим дорогам понадобится новый ремонт.