• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СНЕЖНЫЙ КОМ

Российская газета. 5 февраля 2013


Администрация Пскова может расторгнуть контракт с подрядной организацией, которая не справилась с уборкой городских магистралей от снега. Григорий Тульчинский: "Снежные коллапсы в ряде регионов СЗФО порождены целым комплексом проблем, связанных и с распределением бюджетного финансирования, и с экономикой работы коммунальных предприятий"

Автор: Ульяна Вылегжанина


Администрация Пскова может расторгнуть контракт с подрядной организацией, которая не справилась с уборкой городских магистралей от снега.

Обильный снегопад, прошедший в Пскове сразу после новогодних праздников, в очередной раз превратил город в один большой сугроб. В ночь с 9 на 10 января высота снежного покрова достигла в столице Псковской области 13 сантиметров, а к вечеру 10 января она составила 18 сантиметров. По утверждениям метеорологов, 18-сантиметровый снежный покров для Пскова - далеко не рекорд. В разные годы этот показатель достигал и 30, и 40 сантиметров. Однако текущей зимой "тест на снегопад" провалили и подрядные организации, и управляющие компании города.

Как заявил глава Пскова Иван Цецерский, работу подрядчика, отвечающего за чистоту большинства городских магистралей, нельзя назвать удовлетворительной. Из-за неубранного снега в январе в Пскове увеличилось число ДТП. Со своими обязанностями дорожная компания не справлялась и в декабре, за что ее оштрафовали на 1,5 миллиона рублей. Всего же за текущую зиму "дорожники" накопили немало штрафов на общую сумму около четырех миллионов рублей.

По словам Ивана Цецерского, если качество работ по уборке и вывозу снега не улучшится, муниципалитет рассмотрит вопрос об отказе от услуг подрядной организации. "Даже при условии расторжения контракта мы сможем обеспечить город снегоуборочной техникой, - подчеркнул глава города. - К нам уже поступил ряд предложений от других организаций, у которых имеется от 20 до 50 снегоуборочных машин".

У представителей дорожной компании есть своя точка зрения на ситуацию с сугробами. Как пояснила начальник отдела содержания улично-дорожной сети подрядной организации Галина Козлова, вывезти весь снег из города подрядчик не может, так как стоимость этих работ превышает сумму, заложенную в муниципальном контракте. "Мы выполняем свои обязательства в рамках сметы, в которой многие виды работ не указаны, - отметила Галина Козлова. - Кроме того, некоторые материалы, необходимые для снегоуборочной техники, подорожали на 38 процентов. Поэтому компания несет сейчас существенные убытки".

Впрочем, нечищеными после снегопадов стоят не только городские магистрали. Как сообщили в ГИБДД Пскова, от снега не убираются пешеходные дорожки и переходы, парки и скверы, дворы и дворовые проезды. В декабре 2012 года после снежного циклона управляющие компании города получили за ненадлежащую уборку снега 298 протоколов и 31 штраф на общую сумму 24,6 тысячи рублей. А за пять дней 2013 года - с 10 по 14 января - в отношении УК было составлено уже 65 протоколов.

На рабочем совещании, состоявшемся в администрации Пскова, представители коммунальных организаций озвучили несколько проблем, которые мешают им убирать снег во дворах. "После большого снегопада у нас уволились дворники, - делится информацией руководитель УК "Домоуправление N 8" Юрий Лепетов. - Пожилым людям, работающим на двух-трех участках, увеличение нагрузки оказалось не под силу, а молодежь на эту работу не идет. Средняя зарплата дворника с премией составляет 12 тысяч рублей".

Директор управляющей компании "Пароменское" Елена Исправникова добавила, что уборке снега препятствуют автомобили, припаркованные на тротуарах. "Мы в декабре привлекали технику, затратили порядка 100 тысяч рублей, но снегоуборочные машины просто не смогли проехать во дворы", - отметила Елена Исправникова.

По словам руководителя УК "Микрорайон N 5" Алексея Суворова, на обслуживании его организации находится 70 домов, из них значительная часть - это небольшие двухэтажные здания старого жилфонда. "Сборы платы за содержание и техобслуживание с жителей такого дома значительно меньше, чем, к примеру, с большой многоэтажки, а площади дворовых территорий, которые надо убирать, почти такие же", - пояснил Алексей Суворов.

В соседней Новгородской области снежные проблемы были актуальны в конце прошлого года, когда за несколько дней в регионе выпало около 70 процентов месячной нормы осадков. Оперативно справиться с уборкой улиц и дворов не смогли предприятия ЖКХ и дорожные компании Великого Новгорода, Старорусского и Боровичского районов. Как прокомментировал в своем "живом журнале" ситуацию губернатор региона Сергей Митин, снежные заторы в областном центре образовались потому, что руководители двух подрядных организаций, выполняющих муниципальный заказ по уборке территорий, не только своевременно не отреагировали на снегопад, но и не попросили у других предприятий дополнительную снегоуборочную технику.

- Нужно обратить внимание, что необходимая нормативная база для обеспечения своевременного и качественного содержания территории города в зимний период принята в полном объеме, - отметил Сергей Митин. - Но договоры с подрядными организациями составлены слабо и имеют ряд недочетов. Поэтому штрафные санкции для организаций, выполняющих муниципальный заказ, совсем незначительные. В связи с этим следует разобраться в произошедшей ситуации, наказать виновных и внести изменения в нормативно-правовую базу. В особенности эти изменения должны коснуться новых договоров.

В ряде муниципальных районов Новгородчины к решению традиционных зимних проблем пришлось подключиться надзорным органам. К примеру, за снежные валы и ледяные отложения на дорогах и тротуарах прокуратура возбудила три административных дела в отношении администрации Демянского городского поселения и двух местных УК. Управляющие компании заплатили штрафы - по 20 тысяч рублей. Дело демянской администрации находится на рассмотрении в областном управлении ГИБДД.

В новгородском городе Боровичи халатность коммунальных служб и вовсе привела к трагедии. 77-летняя женщина упала на пешеходной территории, не обработанной противогололедными реагентами, сломала бедренную кость и умерла в результате осложнений от перелома. Сейчас по факту гибели пенсионерки следователи возбудили уголовное дело. В качестве одного из подозреваемых, вероятней всего, будет проходить представитель управляющей компании, ответственной за уборку тротуара.

Григорий Тульчинский, доктор наук, профессор кафедры прикладной политологии НИУ "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге:

- Снежные коллапсы в ряде регионов СЗФО порождены целым комплексом проблем, связанных и с распределением бюджетного финансирования, и с экономикой работы коммунальных предприятий. Однако главная причина, по которой машины зимой попадают в ДТП, а пешеходы ломают кости на тротуарах, - отсутствие в городах и поселках реального местного самоуправления. Муниципальным властям необходимы материальные и политические механизмы, которые позволят навести порядок в сфере ЖКХ без помощи регионов и федерального центра. А у жителей муниципалитетов должны появиться механизмы контроля над расходом коммунальных ресурсов и средств.

Сейчас граждане зачастую не знают, где найти дворника, ответственного за уборку их двора, какой чиновник в муниципальной администрации отвечает за чистоту улиц. Если возникает проблема, человек, скорее напишет жалобу губернатору, чем мэру. А пока эта жалоба спустится по цепочке от губернатора до ответственного лица, зима может закончиться, и проблема разрешится сама собой.

Как мне кажется, в муниципалитетах необходимо создавать совещательные органы, общественные мини-советы, в рамках которых жители смогут напрямую общаться с местными чиновниками и коммунальщиками. В Санкт-Петербурге уже есть специальные консалтинговые компании, которые организуют общественные слушания инвестиционных проектов. Почему бы этот опыт не распространить на работу предприятий ЖКХ?

Яркий пример, когда общественный контроль позволяет решать коммунальные проблемы, - это реально работающие товарищества собственников жилья. В центре Санкт-Петербурга практически нет ТСЖ, а в отдельных домах на окраинах они успешно функционируют. И по ухоженным дворам, отсутствию снега, чистым тротуарам можно определить, где собственники жилья контролируют работу коммунальных компаний, а где - нет.