• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диплом: цена и ценность

Пять углов. 28 августа 2014

«В своем выборе ориентируйтесь, в первую очередь, на выбор университета, а не на выбор специальности или образовательной программы. На рынке труда ценность Вашего образования будет, в основном, определяться уровнем вуза, который Вы закончили, а не той специальностью, которую в нем получили», - дает совет Сергей Кадочников, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург читателям «Пяти углов».

Похоже, в российском образовании намечается тектонический сдвиг. Потому что его качество все меньше устраивало и общество, и бизнес, и государство. Что же и почему меняется в этой жизненно важной для всех нас сфере, и какие перемены можно ожидать в ближайшем будущем? Обо всем этом размышляет директор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук, профессор Сергей Михайлович Кадочников.


ПУ: Изменения в высшей школе трудно не заметить, Сергей Михайлович. В позапрошлом году список неэффективных вузов насчитывал свыше сотни наименований, в прошлом – около четырехсот, а в этом году нарекания министерства вызвали около тысячи образовательных учреждений. Во многие из них выпускникам школ даже не рекомендуется подавать документы. Это – реформа «сверху». Но внизу, кстати, у старшеклассников и абитуриентов приоритеты тоже меняются – популярность инженерных профессии растет, все больше ребят выбирают колледжи и техникумы. А главное – все больше выпускников нацелены уже не на диплом сам по себе, не на «корочку», а на хороший уровень подготовки, они уже думают о дальнейшей карьере, о востребованности …Это сдвиг? 

СК: Скажем так – о качестве образования и его эффективности стало задумываться все больше людей, и это хорошо и закономерно. В период кризиса в разных сферах экономики наступает спад, спрос везде сокращается, и вариантов для инвестиций у людей становиться меньше. И тогда они начинают инвестировать в себя, надеясь на то, что через некоторое время приобретенные знания и компетентности будут достойно оценены, помогут сделать карьеру, поднять уровень жизни. В общем-то, это разумное решение, кризис – самое время хорошо подумать, куда пойти учиться, на кого, сколько времени посвятить учебе, оценить, что вообще происходит на рынке труда. Конечно, все это непростые вопросы, тем более что ситуация быстро меняется (достаточно вспомнить, как быстро поднялся рынок IT-индустрии с многомиллиардными оборотами), но у каждого поколения были свои трудности и выпускники их преодолевали. Да, конкуренция за хорошие вузы стала выше, да – обучение во многом уже платное, еще многое диктуется инерцией общественного мнения, и потому при выборе профессии совершается много ошибок. Например, в городе да и в стране огромный спрос на высококвалифицированных, прежде всего технического профиля специалистов, а шли, а часто, и продолжают идти на «юристов», на «связи с общественностью» или на «экономику». Хочу сразу отметить, что это во-многом рациональное поведение абитуриентов и их родителей, которые часто боятся инвестировать в инженерное образование, поскольку все еще мало сигналов того, что российское производство устойчиво растет и может предложить спрашиваемый на мировом рынке товар. Только сейчас инженерные специальности, скажем, выходят в лидеры, но сам поворот общественного мнения действительно заметен. Другое дело, что выбор сегодня делать сложнее: появилось огромное количество вузов и филиалов и нет объективной информации об их качестве обучения. А ошибка при выборе вуза или специальности нынешним выпускникам обойдется дороже, чем, скажем, их сверстникам лет 20 назад: конкуренция возросла, у нынешнего поколения абитуриентов нет времени на раскачку, на «примерку». Сегодня образование в хорошем вузе, с прекрасной репутацией у работодателей дает высокие начальные шансы уверенного карьерного роста – и это новая ситуация, которая вчера была не так заметна. 

ПУ: И какой же выход? Ориентироваться на рейтинги? Но когда еще они у нас появятся – ведь нужна объективная, а не рекламная информация… 

СК: Рейтинги – это всего лишь инструмент, и мировые рейтинги университетов появились, кстати, не так давно – первый – Шанхайский - был создан в 2003 году по заказу китайского правительства, потом – появились QS, THE. В США свои национальные рейтинги учебных заведений начали составлять еще в начале восьмидесятых, но они были практически неизвестны за пределами США. А вот нынешние очень востребованы,так как показывают состояние глобального образования. И если мы говорим о качестве, о том как выбирать, то надо понимать в чем, собственно, состоит главная особенность современного образования. Эта особенность в том, что интернет и простота перемещения, переезда из одной страны в другую трудовых ресурсов, в том числе и выпускников школ, создали новую, необычайно мобильную и конкурентную среду образования. Все крупные университеты соперничают между собой за лучших ученых и преподавателей, за гранты и инвестиции со стороны бизнеса, за самых талантливых и мотивированных студентов, причем речь идет о всем мировом рынке. Крупные компании, в свою очередь, соперничают в погоне за эффективными кадрами и инновациями. Они уже поняли – именно в них скрыт главный ресурс. Если в прошлом веке мобилен был, в первую очередь, капитал, то сегодня на первое место по значимости выходит рынок кадров, компании вступили в ожесточенную борьбу за эффективный человеческий ресурс. Наконец, сами студенты и выпускники университетов конкурируют между собой за интересные вакантные позиции. И вот тут без достоверных данных, справедливых измерений или рейтингов не обойтись, ведь ими пользуются и компании, заказывая исследования или выделяя гранты. 

ПУ: Насколько все это меняет ситуацию на рынке образования? 

СК: Достаточно сказать, что c начала 2000-х годов количество иностранных студентов в мире возросло более чем в 2 раза, и этот показатель вполне объективно оценивает привлекательность ведущих мировых университетов, и качество, ценность их дипломов. 

ПУ: Скажите, а в каких странах больше всего иностранных студентов? 

СК: Если в процентах, то тут лидер – Люксембург, там около 40 процентов, но пример этот не очень показателен, поскольку страна очень небольшая. А в развитых крупных странах иностранных студентов больше всего в Австралии – более 20 процентов. Много в Великобритании, Австрии, Швейцарии – по 15-16%. В Новой Зеландии, Канаде, Германии и Франции – около 11-14%, а в США – всего 3,5 процента, но там рынок огромный и потому в абсолютном количестве Америка, конечно, безусловный лидер по привлекательности. У нас же этот показатель значительно ниже – 2,2 %, и это с учетом того, что поступать в Россию едут, прежде всего, представители республик бывшего Советского Союза. Это очень низкий показатель, тем более обидный, что по уровню преподавания и по квалификации выпускников, особенно ведущих технических вузов, наши университеты могут вполне конкурировать с ведущими университетами мира, как минимум, из ТОП-500. 

ПУ: К нам не едут, потому что российские вузы занимают невысокие позиции в международных рейтингах? 

СК: Не только. Не едут, потому что хуже оснащены лаборатории, преподавание идет, как правило, только на русском языке и цены за обучение высокие. Например, семестр обучения в известных вузах Москвы и Петербурга стоит выше, чем у соседей – в университетах Праги, Берлина, Варшавы, Будапешта. А если учитывать еще и стоимость проживания, питания, само качество жизни – тут мы вообще сильно проигрываем. 

ПУ: Тем не менее, пока из числа наших выпускников подумывают про обучение за рубежом всего 6 процентов… 

СК: Это потому, что языки в школе не учат. Когда поймут, насколько важно знать, скажем, международный английский (на котором сегодня идет преподавание уже во многих магистратурах европейских университетов), увидите - выучат. Тогда и цифры будут другие. 

ПУ: Тем не менее, давайте вернемся к российскому образованию и выпускникам 2015 года. Что бы вы им посоветовали? Они же именно в эти дни определяются с подготовительными курсами, решают какие экзамены сдавать по ЕГЭ? На что им обращать внимание при выборе? 

СК: Пожалуй, пару-тройку советов я бы дал. Первый. В своем выборе ориентируйтесь, в первую очередь, на выбор университета, а не на выбор специальности или образовательной программы. На рынке труда ценность Вашего образования будет, в основном, определяться уровнем вуза, который Вы закончили, а не той специальностью, которую в нем получили. Второй. При выборе вуза внимательно ознакомьтесь с его сайтом, поговорите с преподавателями и студентами. Ориентируйтесь на то, насколько университет международноориентирован (много ли курсов читается на английском языке, много ли проводится международных мероприятий, много ли работает иностранных преподавателей и учится иностранных студентов), насколько активно преподаватели вуза публикуются в ведущих международных научных журналах (ведь исследования – это то, что отличает хорошие университеты от плохих) и насколько сильны контакты вуза с ведущими международными и российскими компаниями. И третий совет. При выборе образовательной программы не бойтесь ошибиться. Обучение не заканчивается бакалавриатом. Будет как раз хорошо, если в магистратуре вы выберете образовательную программу, которая бы сильно отличалась от того, что вы изучали в бакалавриате (например, после бакалаврской программы по информационным технологиям вы пойдете в магистратуру изучать социологию). 

 

Беседовал Сергей Грачев