• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОГО ОТДЫХА: ЧЕМ ХОСТЕЛЫ ПРИВЛЕКАЮТ КЛИЕНТОВ

РБК # Санкт-Петербург. 24 июля 2014

В Петербурге, в частности, по подсчетам сотрудников Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ, сейчас функционирует около 200 хостелов... На вопрос о том, чем, кроме цены, привлекают хостелы посетителей, попыталась ответить в своем докладе "Хостелы - новая культура гостеприимства: опыт Санкт-Петербурга" ...

Для России хостелы – это относительно новое явление. Они стали появляться в стране всего около 20 лет назад (хотя в мире этой практике уже больше ста лет). Но в последнее время можно с уверенностью сказать, что бюджетный тип отелей довольно динамично развивается в крупных российских городах. В Петербурге, в частности, по подсчетам сотрудников Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ, сейчас функционирует около 200 хостелов. Всего за год их количество увеличилось в полтора раза.
На вопрос о том, чем, кроме цены, привлекают хостелы посетителей, попыталась ответить в своем докладе «Хостелы – новая культура гостеприимства: опыт Санкт-Петербурга» старший научный сотрудник Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирина Боровская. В подготовке исследования принимал участие профессор, заведующий Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров. Тезисы доклада опубликованы на сайте OPEC.
Исследование Боровской проводилось на основе полуструктурированных интервью с владельцами, менеджерами и администраторами, а также на основе онлайн опроса клиентов хостелов. Для проведения исследования была сделана выборка (участвовали все желающие) – 86 хостелов из 189 работающих в Петербурге.
Нелегкая доля
До недавнего времени работу российских хостелов затрудняло отсутствие соответствующего понятия в законодательстве. Но осенью прошлого года были внесены предложения об изменениях в Гражданский кодекс, прописывающих, что хостелы – это «специфическое средство размещения». «Прежде такого понятия не было, что сказывалось на ведении бизнеса, ставя его практически полулегальное положение», - отмечает Боровская.
Другая проблема, с которой сталкиваются хозяева хостелов – идеологическая. Некоторые клиенты хостелов (как правило, российские туристы) подчас бывают неприятно удивлены, когда узнают, что им предстоит делить комнату с незнакомыми людьми. Да и сами владельцы порой не очень понимают, как позиционировать хостел: как совершенно особую бизнес-модель, вариант дешевого общежития или как мини-гостиницу.И.Боровская выделяет две модели управления хостелами. В первом случае хозяин хостела является просто владельцем бизнеса – не слишком затратного и быстро окупаемого. Он не принимает участия в управлении, полагаясь на наемных менеджеров.
Вторая модель предполагает, что владельцы активно вовлечены в процесс управления. «Они взаимодействуют с гостями, устраивают мероприятия, создают атмосферу места, – поясняет автор исследования. – Собственно говоря, ту модель, ради которой хостел и создавался».
В рамках второй управленческой модели, авторы выделяют подмодель, так называемых «креативных хостелов», где оригинальный дизайн помещения сочетается с набором особых управленческих практик. Таких заведений авторы исследования насчитали в городе около 25. «Это не очень много – 10-15%, – говорит Боровская. – Но это очень интересный феномен, который, как мы считаем, и является специфической моделью, где сформирована новая культура гостеприимства».
Для успешного создания «креативного хостела» нужно чтобы каждый элемент триады «пространство-персонал-гости» отвечал определенному набору требований. Главная задача пространства – подтолкнуть гостей к общению и взаимодействию между собой. Для этого нужно дополнительное общее помещение – гостиная или веранда, творческий дизайн, настольные игры, музыкальные инструменты и т. п.
Впрочем, всего вышеперечисленного мало. Чтобы заставить людей общаться, владельцы хостелов набирают особенный персонал. Персонал в дорогих гостиницах должен быть услужлив и незаметен, сотрудники хостела, напротив, должны быть открытыми, коммуникабельными, готовыми взаимодействовать с клиентами и даже похожими на них внешне. Например, принадлежать к определенным субкультурам. «Это люди, которые проводят разного рода мероприятия, чтобы вовлечь гостей в общение – экскурсии, вечеринки» – поясняет задачу персонала «креативного хостела» И.Боровская.
Однако, и «креативный дизайн», и усилия персонала пропадут даром, если гости хостела не будут настроены на общение. По словам Боровской, клиенты приезжают в хостел, прежде всего, в поисках общения. «Они ищут себе подобных для того, чтобы взаимодействовать и проводить время с удовольствием и пользой, узнавая и культуру страны в которую приехали, и туристов из других стран, обмениваться опытом такого специфического туризма», – говорит докладчик.
Если в хостел приедут туристы, не желающие ни с кем коммуницировать, то сама идея сойдет на нет. Потому не только персонал, но и потенциальные постояльцы «креативных хостелов» проходят специальный отбор. Иначе говоря, персонал хостела отбирает себе клиентов (как правило, через интернет) так, чтобы не испортить атмосферу, которую сам создает. Модель работает, только когда активированы связи между персоналом, клиентами и пространством. Работающий по этой модели хостел, авторы считают особой бизнес-моделью, в которой и формируется новая культура гостеприимства.
Место для общения
В итоге И.Боровская пришла к выводу, что хостел – это не просто дешевая гостиница с общей спальней, а особая бизнес-модель, в которой формируется новая культура туриндустрии. Главный ее потребитель – «креативный класс» и представители городских субкультур. Одной из основных черт поведенческой модели «креативного класса» является повышенная потребность в коммуникациях.
Бизнес-среда реагирует на его запросы, создавая для него специальную инфраструктуру: анти-кафе, коворкинги, креативные пространства и т. д. Бизнес-модель, которая должна в наибольшей степени удовлетворять потребностям в коммуникации между людьми в туристической сфере, это и есть хостелы, считает социолог.
При этом главное достоинство хостела, по версии И.Боровской, отнюдь не в цене: «Хостелы – это особый феномен, не просто место бюджетного размещения, а сосредоточение определенных ценностей, определенной культуры, поскольку он предоставляет пространство для взаимодействия». Они создают коммуникативную культуру, вовлекающую клиента в процесс оказания услуги.
Справка
Как пишет Ассоциация туроператоров России, стоимость проживания в хостелах в России, Европе и Америке примерно одинаковая: 20-30 долларов или евро в зависимости от страны. В стоимость входит проживание в номере, как правило, четырехместном, и завтрак, правда, не во всех. В Москве средняя цена проживания в хостеле - 800 рублей в сутки, в Санкт-Петербурге – 600-650. 
Обычно в хостелах существуют номера различной вместимости с удобствами в номере или в блоке на несколько комнат. Бывают и вместительные помещения, рассчитанные на десять постояльцев, с удобствами на этаже. Естественно, чем меньше удобств, тем дешевле обойдется проживание. Согласно единым стандартам, наличие холодной и горячей воды в хостеле - обязательно. А вот за постельное белье иногда придется платить дополнительно. Иногда завтрак включен в стоимость проживания, но чаще в хостеле имеется кухня для самообслуживания, где постояльцы могут готовить себе еду. Важной особенностью является и то, что в хостеле должны быть либо шкафчики, закрывающиеся на ключ, либо охраняемое помещение, где гости смогут оставить свои вещи и будут иметь к ним доступ в любое время. 
Длительность пребывания путешественников в российских хостелах, по статистике, составляет среднем 1-2 ночи. В Санкт-Петербурге показатель немного выше: 2-3 ночи.