• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бренд в свободном полете

Российская газета. 15 июля 2014

Сергей Коковин, ведущий научный сотрудник лаборатории теории рынков и пространственной экономики Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге: "Легализация так называемого параллельного импорта, безусловно, станет благом для рядового потребителя. Однако вопрос в том, получит ли этот законопроект право на жизнь. У экономистов принято взвешивать выгоды и убытки всех сторон. Инициатива по легализации параллельного импорта не является выгодной всем, она нарушает интересы эксклюзивных дистрибьюторов - крупных компаний, которые имеют сильное лобби".

Если решить проблему параллельного импорта, автозапчасти в странах Таможенного союза подешевеют на 60-80 процентов, спорттовары - на 35-40 процентов, а парфюмерия - на 20-60 процентов. Таковы результаты исследования, которые Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) презентовала на днях в Калининграде.

Параллельным импортом на юридическом языке называется ввоз в страну оригинального товара без ведома эксклюзивных дистрибьюторов - правообладателей товарного знака. В России такие действия запрещены, и уже несколько лет в бизнес-среде идут споры об их легализации. Сторонники параллельного импорта считают, что появление многочисленных импортеров, которые будут заниматься поставками одной и той же продукции, положительно повлияет на конкуренцию и снизит стоимость различных групп товаров.

Противники утверждают, что под прикрытием "параллельных" брендов к нам потечет поток подделок, маркированных известными товарными знаками.

Сейчас права эксклюзивных дистрибьюторов защищает Гражданский кодекс, согласно 1487-й статье которого легально можно использовать только товарные знаки, которые были введены в оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Раньше "параллельный" товар задерживали на таможне, однако в 2009 году Высший арбитражный суд встал на сторону параллельных импортеров. Согласно решению ВАС РФ, правообладатели в каждом конкретном случае должны предъявлять конкурентам гражданские иски.

Кроме того, права эксклюзивных дистрибьюторов защищает закон "О защите конкуренции". К примеру, три года назад антимонопольная служба запретила петербургскому ресторатору закупать бельгийское пиво у европейских поставщиков, не заключая контракты с дистрибьюторами в России.

Бизнесмен покупал оптом пиво Hoegaarden у законного правообладателя в Литве по цене 80 евроцентов за литр. Доставка пива в Россию увеличивала цену каждого литра на 20 центов, таможенная пошлина - еще на один евро. В результате литр настоящего бельгийского пива обходился предпринимателю в 2 евро, а посетители платили за него порядка 110 рублей. При этом официальный правообладатель товарного знака продавал барам и ресторанам то же пиво по цене 180 рублей за литр.

Потребители от такого многоканального импорта на практике только выигрывали. Однако эксклюзивный дистрибьютор Hoegaarden в России не давал петербургскому ресторатору разрешение на использование бренда. Поэтому предпринимателя признали виновным в нарушении закона "О защите конкуренции".

Весной этого года ФАС России подготовила изменения в законодательство, которые легализуют параллельный импорт. Ведомство предлагает исключить из 1487-й статьи ГК РФ слова "на территории Российской

Федерации". Одновременно вопросами многоканального импорта занимается

Евразийская экономическая комиссия - наднациональный орган России,

Белоруссии и Казахстана, который отвечает за антимонопольное регулирование и развитие международного сотрудничества в области конкурентной политики.

- Мы ставим одну цель - чтобы официальные дистрибьюторы реализовывали товары в рамках конкуренции, чтобы они не навязывали рынку невыгодные условия, - отмечает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов.

Если законопроект ФАС вступит в силу, в нашей стране, вероятнее всего, появится целый бизнес-класс неофициальных дистрибьюторов различных брендов. Цены на отдельные группы товаров упадут во всех регионах, но в особенности это отразится на кошельках жителей приграничных субъектов

Северо-Западного федерального округа. В Финляндии, Эстонии, Литве и других странах, с которыми граничит СЗФО, есть законные правообладатели товарных знаков, популярных в России. И если поставлять товары из Европы напрямую в регион, минуя официального дистрибьютора, их стоимость снизится не только за счет создания конкурентной среды, но и за счет логистики.

- Основная дилерская сеть по поставкам лекарств, предметов народного потребления, комплектующих, производственного оборудования и других товаров находится за пределами нашего региона, - комментирует ситуацию министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле

Калининградской области Дмитрий Чемакин. - И транзит до территории

"большой" России и обратно, в Калининградскую область, существенно увеличивает стоимость таких товаров. При этом рядом в Европе, буквально в

30-140 километрах, присутствуют такие же дилеры, представители торговых марок. Они предлагают продукцию, причем уже введенную в оборот, на более выгодных условиях.

По словам Дмитрия Чемакина, регион поддержит реализацию права первой продажи товаров.

- В этом случае калининградский потребитель получит доступ к поставкам продукции на свои предприятия непосредственно от того дилера или центров продаж, которые нам и географически ближе, и предлагают более выгодные условия, - продолжает калининградский министр по промышленной политике. - Мы понимаем, что в отношении особых категорий товаров могут возникнуть сложности, которые не позволят в полной мере применять такой механизм на практике. Но большую часть продукции это не касается.

Сергей Коковин, ведущий научный сотрудник лаборатории теории рынков и пространственной экономики Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

- Легализация так называемого параллельного импорта, безусловно, станет благом для рядового потребителя. Однако вопрос в том, получит ли этот законопроект право на жизнь. У экономистов принято взвешивать выгоды и убытки всех сторон. Инициатива по легализации параллельного импорта не является выгодной всем, она нарушает интересы эксклюзивных дистрибьюторов - крупных компаний, которые имеют сильное лобби. Вероятно, убытки, которые понесут правообладатели товарных знаков, будут с избытком компенсироваться выгодой потребителей, прибылью параллельных импортеров, налогами, которые эти импортеры перечислят в бюджет. Кроме того, вероятно, инициатива не нанесет ущерба изначальному собственнику бренда, за которым остается конечное слово в правах распространения продукции.

Возможно, получится принять законопроект, предусматривающий возможность поставки товаров в обход эксклюзивных дистрибьюторов в приграничные субъекты РФ. Это упростит жизнь жителей этих регионов и не так значительно затронет интересы правообладателей. Возможно, получится легализовать параллельный импорт на территории всей страны. Ведь если разница в стоимости одних и тех же товаров, которые ввозят эксклюзивные дистрибьюторы и параллельные импортеры, достигает 20-80 процентов, это очень серьезный аргумент в политических решениях. Главное, чтобы образовалась группа депутатов, лоббирующих интересы потребителя и готовых отстаивать этот законопроект в парламенте.

Есть и другой путь. К примеру, калининградские предприниматели могли бы получить разрешение на поставку в свой регион тех или иных товаров не у эксклюзивного дистрибьютора в России, а у исходного правообладателя в

Европе. Возможно, держателю бренда будет выгодно такое сотрудничество. Ведь за счет снижения цен в отдельно взятом регионе вроде Калининградской области объем продаж вырастет, пусть даже он упадет в Москве. И тогда решить вопрос параллельного импорта можно будет точечно, не дожидаясь внесения изменений в федеральное законодательство.