• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

КГИОП согласовал реставрацию композиции «Всевидящего Ока» на фасаде кампуса ВШЭ

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) предварительно согласовал реставрацию «Всевидящего Ока» — детали на фасаде церкви Святых Захарии и Елизаветы, сообщила «Карповке» главный специалист отдела Петроградского и Василеостровского районов управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Ларина Занан. Элемент в настоящее время может быть монтирован и окончательно доработан уже на месте.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) предварительно согласовал реставрацию «Всевидящего Ока» — детали на фасаде церкви Святых Захарии и Елизаветы, сообщила «Карповке» главный специалист отдела Петроградского и Василеостровского районов управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Ларина Занан. Элемент в настоящее время может быть монтирован и окончательно доработан уже на месте.

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Она появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части.

Композиция «Всевидящего Ока» была обнаружена и на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание находится в составе петербургского кампуса Высшей школы экономики.

Церковь Святых Захарии и Елизаветы, появившаяся в самом начале XX века, пристроена со стороны сада перпендикулярно к главному корпусу института. По мнению историков архитектуры, постройка завершила формирование ансамбля учебного заведения.

Изначально на фронтонах церкви Святых Захарии и Елизаветы, построенной по проекту петербургского архитектора Константина Прейса в начале XX века, располагались две композиции «Всевидящего Ока». Однако только одна из них сохранилась в относительно приличном состоянии, вторую же пришлось буквально возрождать заново.

«Чтобы воссоздать этот шедевр, потребовалось провести несколько дней в архивах, только после этого был подготовлен проект и эскизы», — сообщил Сергей Александров, скульптор-реставратор ООО «БалтКамень».

Оставшиеся фрагменты демонтировали, расчистили и обработали специальным образом. Уже по созданному проекту «Всевидящее Око» выполнили в мягком материале в натуральную величину.

«Мне дали чертежи, и я по ним восстановил практически аутентичную скульптуру», — сообщил реставратор Сергей Александров. По словам скульптора, сложно было лепить облака, окружающие центр композиции: специально для этого были привезены снятые с церкви черепки. Эта часть работы заняла у специалиста два месяца. Затем натянули вертикальный тент, на котором разместили все 22 элемента композиции. Когда они были готовы, стали понятны размеры и габариты всей лепнины.

Выбранная модель реставрации применялась при участии представителя КГИОП, принимавшего выполненные работы. В основном замечания специалиста касались формы и длины лучей, облаков внутри лучей.

Как отметила Ларина Занан, композиция выполнена на хорошем уровне. В ходе работы над «Всевидящим Оком», по словам сотрудника КГИОП, несколько раз вносились изменения, и теперь оно готово к монтажу и дальнейшей шлифовке. Планируется продолжить работу по доведению формы лучей лепнины.