• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"СОВЕТСКИЕ" БРЕНДЫ СНОВА В ЦЕНЕ

У молодежи этот опыт носит символический характер, они не знают, что такое жить и потреблять в Советском союзе, стоять в очереди за хэбэшным бельем", - считает научный сотрудник Центра молодежных исследований ВШЭ Эльвира Ариф...

Треть россиян считают, что советские торговые марки отличает высокое качество. Четверть отмечает хороший вкус таких продуктов. Об этом говорится в совместном исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и агентства "Социальные сети". Свыше половины россиян больше доверяют "советскому" качеству, чем качеству новых марок. При этом, 44% участников опросов столкнулись с имитацией советских брендов иностранными компаниями.Для россиян советская торговая марка – образец высокого качества и хорошего вкуса. Именно этими соображениями руководствуются потребители при совершении покупки. А не с ностальгией по былым временам, говорят авторы исследования ВЦИОМ и агентства "Социальные сети".
По словам руководителя отдела социологической экспертизы объектов интеллектуальной собственности ВЦИОМ Станислава Шлемина, "в советском прошлом качество было, скажем так, идеальное". Именно поэтому современные производители стремятся совместить знакомые марки и современные технологии.

"Даже если оно (качество) не будет таким же, как в прошлом, оно будет выше, чем у похожих продуктов. Производители стараются оправдать ожидания покупателей", - считает аналитик.Для 12% россиян "советские" торговые марки являются синонимом качественного товара. В список популярных у потребителей марок попали колбаса "Докторская", печенье "Юбилейное", шоколад "Аленка", пиво "Жигулевское" и водка "Столичная".

Игры брендов
По мнению других экспертов, в советское время все иностранные товары ценились выше отечественных. Импортное априори означало качественное. "Но в начале 90-х, когда рынок открылся, хлынул поток иностранных товаров, отношение к импортным пищевым продуктам изменилось. Потому что люди попробовали товары иностранного производства, поняли, что они отличаются по вкусу", - говорит профессор, доктор наук, завкафедрой сравнительной экономики и предпринимательства "Российской экономической академии им. Плеханова" Ольга Сагинова.В качестве примера эксперт приводит попавший в список шоколад "Аленка": импортный шоколад чаще всего молочный, а "наши" привыкли к более горькому, темному. Фирма Nestle возродила марку "48 копеек". Импортное мороженое имеет другие наполнители и другой вкус, меньше сливочного масла – менее "сливочный" вкус. С одной стороны, вкусовые привычки, с другой - ностальгические настроения привели к возрождению советских брендов. Иностранные производители в своей рекламе стали заявлять "изготовлено по традиционным российским рецептам". Рекламные кампании как раз на этом и играли.

Знак недоверия
Согласно данным опроса, не доверяет советским брендам каждый пятый, а почти половина россиян сталкивалась с "подделкой" под советский ГОСТ. Чаще всего, отмечает исследование, у людей вызывало недовольство, когда один и тот же товар выпускался разными производителями. В этом случае почти 80% людей заявили, качество будет отличаться. Людей больше устраивает идея производства продукции под одной маркой определенным производителем. 58% опрошенных ожидают получить продукт привычного вкуса и качества. "Понятно, что ГОСТы меняются. Никто не говорит, что качество "советских" брендов абсолютно такое же, как в годы СССР. Тут речь идет о том, что одни производители стараются поддержать "то самое" качество, а некоторые паразитируют на раскрученном бренде", - отмечает сотрудник ВЦИОМ Станислав Шлемин. Потребители считают, что качество и вкус ухудшается, если "советские" бренды теряют своих "исторических" владельцев. Право выпускать товар под "советским" брендом должны иметь "те, кто способен поддерживать неизменно высокое качество товара", - считают многие наши сограждане.

Связь поколений
По мнению части экспертов, исследование ВЦИОМ вызывает ряд вопросов. Важно, в каких социальных и возрастных группах проводились исследования. Потому что когда речь идет о респондентах, которым больше 40 лет, то представление о "советском" и "советских марках" будет отличаться от того, которое есть у поколения, рожденного в период с 1981 по 1985 год.
У людей, рожденных до этого периода, "был осознаваемый опыт проживания в Советском союзе", говорит эксперт. Если мы говорим о молодежи, то у них тоже есть ностальгия по советскому, но она выражается по-другому. "Они не могут есть колбасу "Докторскую" и говорить, что "докторская нынче не та". У молодежи этот опыт носит символический характер, они не знают, что такое жить и потреблять в Советском союзе, стоять в очереди за хэбэшным бельем", - считает научный сотрудник Центра молодежных исследований ВШЭ Эльвира Ариф. Прогноз производства
Как определенный тренд, из-за ностальгии по "советскому прошлому" и общих внутрироссийских тенденций, количество определенных марок, которые считаются "советскими", может увеличиться. Так или иначе "рынок будет на это реагировать", считают эксперты.

При этом, по их мнению, рост количества товаров отечественного производства не связан напрямую с советскими марками. За такой продукцией может стоять зарубежный производитель. То же самое с остальными товарами в списке ВЦИОМ. Это товары, которые не нуждаются в дополнительной раскрутке.
Реальное увеличение местного производства будет зависеть от многих факторов, в том числе, от степени конкуренции в связи с вводимыми санкциями между Россией и Западом. Пока четкого списка санкций нет.