• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЯЗЫКОВАЯ СТЕНА

Деловой Петербург. 21 апреля 2014

За 13 лет объем российско-китайской внешней торговли с $8 млрд приближается к $90-100 млрд, а на 2020 год планируется выход на $200 млрд, замечает Александр Бутуханов, доцент Высшей школы экономики в Петербурге...

Автор: Инна Лушина, news@dp.ru

В свете изменений политических реалий ожидается рост спроса на курсы китайского языка.

Китай занимает первое место среди стран - внешнеторговых партнеров Петербурга, опережая Германию и Финляндию. Внешнеторговый оборот Петербурга с Китаем в первом полугодии 2013 г. составил $ 3,6 млрд, то есть 13,7% от общего внешнеторгового оборота. Всего же, как отмечает Анна Рыжова, научный сотрудник Петербургского регионального информационно-аналитического центра, на 1 января 2013 г. накопленные китайские инвестиции в Петербурге составили $699 млн, причем 77,5% их них составляют прямые инвестиции. За 13 лет объем российско-китайской внешней торговли с $8 млрд приближается к $90-100 млрд, а на 2020 год планируется выход на $200 млрд, замечает Александр Бутуханов, доцент Высшей школы экономики в Петербурге. "Так что нетрудно предположить взрывной рост интереса к китайскому языку. И, конечно, сложившиеся на данный момент отношения с Западом на фоне украинского кризиса могут ускорить этот процесс", - говорит он. Китай пока придерживается нейтралитета в украинском конфликте и прочится аналитиками в нового основного экономического партнера России в будущем. Такой ситуацией сегодня хотят воспользоваться все больше бизнесменов, открывая курсы изучения китайского языка.

Школы

По данным Центра социологических исследований Минобрнауки России, за последние 10 лет число студентов и аспирантов, осваивающих китайский язык, выросло с 3 тыс. до 15 тыс. человек. При этом 9 из 10 россиян, изучающих китайский, являются жителями всего 12 городов, в числе которых и Петербург. Здесь пока менее десятка специализированных центров изучения китайского языка, среди которых такие, как Институт Конфуция при СПбГУ, "Иероглиф", ЧОУ "Конфуций", школа Хань Линь. Также курсы китайского языка можно найти и в многопрофильных языковых школах. При этом их количество будет только увеличиваться, считают эксперты.

"С апреля этого года у нас открыт набор в группы китайского языка, которые начнут работу с сентября 2014 г.

 Интерес к языку только растет, а в свете политической напряженности эта тенденция только будет усиливаться", - считает Светлана Омельченко, директор ЧОУ "Лингвистикум". Как отметили в школе китайского языка "Конфуций", ежегодно увеличивается число людей, сдающих международный экзамен. В частности, только в школе "Конфуций" эта цифра составила 120 человек в 2013 г. против 90 человек в 2012 г. В Центре китайского языка "Иероглиф" рассказали, что в среднем же экспресс-курс китайского языка в год проходят около 70-80 человек. Средняя стоимость обучения составляет 4 тыс. руб- лей в месяц. На курсах изучают "мандаринский" китайский - вид китайского диалекта, общепринятый большинством населения страны.

Сегодня объем петербургского рынка обучения китайского языку эксперты оценивают в 30 млн рублей.

Кто изучает и зачем

Основная мотивация для изучения китайского языка - возможность дальнейшего сотрудничества с Китаем в различных бизнес-сферах. "Многие из учеников (самая многочисленная и постоянная аудитория - это молодые люди от 23 лет и старше) уже в настоящий момент работают с партнерами и поставщиками из Китая, остальные только строят планы и рассматривают перспективу такого взаимодействия", - отмечает Екатерина Васильева, руководитель центра китайского языка "Иероглиф".

"Дополнительным катализатором может стать переориентация экономики России на рынки Азии, при которой возрастет число совместных предприятий, в которых работать будут приглашать местных специалистов, понимающих менталитет и язык китайских работодателей", - считает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК ЛМС.

Впрочем эксперты не ожидают кардинальной смены языковых приоритетов. "Если для беглого разговора на английском или испанском требуется в среднем год-два обучения, то для аналогичного владения китайским - как минимум в 2 раза больше времени. При этом сами китайцы, которые работают на внешний рынок, активно учат английский и владеют им в той или иной степени. Английский давно стал общепринятым языком общения с азиатскими странами.

 Поэтому, по сути, у российского бизнеса нет большого стимула отправлять сотрудников учить китайский. Затраты (как денежные, так и временные) велики, а необходимость не всегда очевидна", - высказывает свое мнение Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства "Репутация".