• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПОЧЕМУ ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНОБЛАСТЬ ПЛОХО ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА

Город 812. 4 марта 2014

На вопрос "Города 812" - что делать? - отвечает Сергей КАДОЧНИКОВ, специалист по экономике агломераций, доктор наук, директор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. - Надо ли объединять Петербург и Ленобласть?.. 

Почему Петербург и Ленобласть плохо понимают друг друга

04/03/2014

Разговоры об объединении Петербурга и Ленинградской области идут давно, но дальше деклараций дело не двигается. На вопрос «Города 812» – что делать? – отвечает Сергей КАДОЧНИКОВ, специалист по экономике агломераций, доктор наук, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

– Общемировая тенденция – укрупнение объектов. В этом смысле показательны примеры агломераций, у которых параллельные системы управления. Монпелье на юге Франции – крупный регион, который решили оформить как отдельное образование с Советом руководителей муниципалитетов в качестве органа управления. Все эти муниципалитеты входят в состав агломерации – их больше двадцати. У совета есть председатель, он располагает бюджетом меньшим, чем бюджеты крупных муниципалитетов, входящих в эту агломерацию. Большинство вопросов решается на уровне общего согласия, а не голосованием по принципу большинства. И опыт показывает, что такие формы управления оказываются более эффективными в долгосрочной перспективе.

Для проектов, где горизонт планирования сжатый, как строительство олимпийских объектов, более подходящей будет вертикальная или централизованная модель управления. Для долгосрочных задач на центральный план выходит необходимость согласования интересов, тут модель нелинейного управления уместней. Во всяком случае, мировой опыт показывает, что такие модели чаще используются.

– То есть речь должна идти о совместном управлении?
– Нужно говорить о согласовании интересов области, об интересах отдельных частей области, районов области вместе с районами Петербурга, чтобы участников было больше, чем два.
На мой взгляд, чем большее количество участников, у которых могут быть свои взаимные заинтересованности в тех или иных союзах, сядет за стол переговоров, тем ближе они могут оказаться друг к другу, чем «большие» участники. Нужно искать совместную пользу.

– В чем она заключается?
– Один из видов крупных проектов, которые могли бы быть интересны обеим сторонам, – разного рода транспортные и логистические проекты, например, проекты развития аэропорта «Пулково» или порта «Усть-Луга». Это не решение проблемы транспортировки людей или грузов внутри региона, это – рост бизнеса ради того, чтобы вся Россия пользовалась этими логистическими комплексами, чтобы мир пользовался ими при экспорте продукции в Россию.

Развитие транспортной доступности – тоже общая проблема. За последние 30 лет средняя длительность поездки от дома до работы увеличилась на 30%: с 40-43 минут в конце 1970-х до 56 минут в 2000-е. Это не значит, что транспорт стал хуже работать, медленнее передвигаться, это значит, что расширился круг мест, из которых люди добираются на работу в город. Городской транспорт не поспевает за ростом миграций и расширением границы агломерации. И если эту проблему не решить, мы не получим ожидаемых агломерационных эффектов, мы не получим единого рынка труда.

Еще пример – автомобилестроительные сборочные заводы в Ленинградской области. Откуда они привлекут трудовые ресурсы? Выпускниками высших и средних профессиональных образовательных учреждений Ленинградской области не обойтись, чтобы покрыть весь спрос на кадры промышленного пояса агломерации.

– Информация о работе координационного совета двух субъектов пока говорит, что трудно идет поиск даже общих интересов.
– Проблема согласования связана с разностью интересов. У нас разные уровни экономического развития. Если, например, для Ленинградской области принципиальной является тема новых инвестиций, то для Петербурга центральной темой является сохранение качества городской среды, чтобы это качество не пострадало из-за инвестиций в какие-то отрасли и производства. Это разные акценты. У двух субъектов очень разный уровень жизни. Если говорить о таких показателях, как душевой доход, душевое потребление, объем розничной торговли на душу населения, по этим показателям Петербург опережает Ленинградскую область с отрывом от 30 до 70%.

Кстати

На конференции «Девелопмент в Ленинградской области» вопрос, чем занимается координационный совет города и области, был задан областному вице-губернатору Георгию Богачеву: «На политические вопросы надо отвечать уклончиво. Ничего конкретного не происходит. По транспорту, вроде, договорились, но в Петербурге сменились отвечавшие за это направление, и дело встало».

Г-н Богачев заявил, что у муниципалов пора отобрать право разрешать застройку областных территорий, прилегающих к Петербургу.

Половина населения Ленобласти сконцентрируется вокруг Петербурга

На той же конференции Антон Финогенов, директор института «Урбаника», сообщил цифры по итогам исследования ТРК – территории комплексного развития пяти районов области, которые примыкают к Петербургу. Вместе с городом она может составить агломерацию, но областные чиновники не используют это понятие.

Сейчас в ТРК живет 700 тыс. человек или 40% населения Ленобласти. По прогнозам, в 2015 году там будет 5,7 млн кв. метров жилья, к 2020 году – 11,7 млн. К 2015 году численность жителей ТРК увеличится на 220 тысяч человек, к 2020-му – на 450 тысяч. Среду, в которой они будут обитать, нельзя назвать комфортной: плотность 15-20 тысяч человек на один гектар, 80% застройки будет высотой 15-27 этажей.

Исходя из заявленных объемов жилищного строительства на ближайшие 8-9 лет, потребуется 43,5 млрд руб. на транспортную инфраструктуру и 104 млрд руб. на социальную.

Вадим ШУВАЛОВ