СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ: КАК ПЕТЕРБУРЖЦЫ ВОСПРИНЯЛИ СМЕНУ ВЛАСТИ В КИЕВЕ
Андрей Заостровцев, профессор Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург: "Конечно, нас очень много связывает... Андрей Заостровцев, профессор Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург: "Нет специальной статистики Петербург - Украина...
19 февраля на Украине произошла настоящая революция. Как эти события восприняли в Петербурге, расскажут корреспонденты программы «Пульс города».
ФМС: более 140 тысяч жителей Украины просят предоставить убежище в России
Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Для справки: в Петербурге, по разным данным, проживают около 300 тысяч украинцев. Товарооборот Санкт-Петербурга с Украиной составляет 1,3 миллиарда долларов - колоссальная цифра. И вот эти связи начинают рваться. Роспотребнадзор заявил, что у него нет уверенности в эффективности работы ветеринарных служб Украины в нынешних условиях. В связи с чем вводится запрет на ввоз свинины.
Как Петербургу теперь выстраивать отношения с этой «новой Украиной». Плохая она, эта новая власть, или хорошая - мы обсуждать не будем. Это дела независимого государства. Но наше право рассказать, как мы переживаем боль потери. Именно потери, потому что вполне очевидно - та Украина, которая была до 23 февраля 2014 года, уже никогда не станет прежней.
Алексей Михалев, у которого у самого очень много родственных связей с Украиной, подготовил репортаж на эту тему. Давайте побачим».
Нельзя сказать, что в отношениях Петербурга и Киева что-то резко изменилось. Однако и не замеченными раскаты Майдана отнюдь не остались. И возник неизбежный вопрос: как будет дальше? Взять хотя бы ту же экономику.
Андрей Заостровцев, профессор Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург: «Конечно, нас очень много связывает. Для Украины Россия - крупнейший торговый партнер. Евросоюз - на 2 месте. Но и для России Украина - крупный партнер. Поэтому отношения взаимовыгодные».
В массовом сознании торговля России с Украиной - это горилка и сало. Обход магазинов показал, что украинская водка и впрямь основа нашего партнерства. Твердыня. И даже массандровские вина не исчезли. Кинулись искать сало. А сала-то и нет. Впрочем, как выяснилось, Майдан тут не причем.
Раиса Богданова, исполнительный директор Торжковского рынка: «Я тридцать лет проработала в Елисеевском магазине, никогда не поставлялось мясо с Украины. Раньше еще можно было сало украинское найти, но теперь нет и его».
Украинское сало в Петербурге - настоящий дефицит. Вроде бы странно. Мы ведь со времен застоя уяснили: шампанское значит «Советское». А сало непременно с Украины.
Алексей Михалев, корреспондент: «Но на самом-то деле это не так. Крупнейший производитель и потребитель сала - Королевство Дания. Следом идут Германия, Франция и еще 10 стран Евросоюза. Украина занимает скромное 14 место. То есть, где развито свиноводство, там и производство сала. Но вот ведь какая тонкость: виноградный самогон, к примеру, тоже изготавливают всюду, где растет виноград - в десятках стран. Но только чача и граппа доведены до совершенства. Так же и в нашем случае: если сало - то украинское».
Рядовому потребителю российско-украинский товарооборот оценить невозможно. Хотя счет и идет на миллиарды долларов, но всё это из области макроэкономики: металлургия, поставки топлива, машиностроение. И, судя по официальным ответам, которые получили мы в эти дни, от политических перемен бизнес пострадает едва ли. В любом случае, экономике Петербурга это не нанесет заметных потерь.
Андрей Заостровцев, профессор Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург: «Нет специальной статистики Петербург - Украина. Ведётся статистика межстрановая. Очевидно, что такой крупный город как Петербург не может стоять в стороне. Не говоря о людских контактах, родственниках и так далее».
В этом «и так далее», пожалуй, наиболее ощутимый отклик на события в Киеве.
Никита Филатов в прошлом боец петербургского ОМОНа.
Трагедию на Майдане он оценивает с точки зрения профессионала. И вспоминает, как сам был поднят по тревоге в октябре 1993-го года.
Никита Филатов, офицер петербургского ОМОН в 1992-1994 годах: «До момента, когда мы приехали к Дому правительства, никто из нас не знал - послали нас защищать Белый дом или штурмовать. Нам повезло - нас послали штурмовать, и мы оказались на стороне победителей. Самое грустное, что история с «Беркутом» - это история повторяющаяся».
Странным отблеском Евромайдана явился костер в центре Петербурга. Художники-акционисты подожгли символическую баррикаду из автопокрышек. Пришлось даже вызывать пожарный расчет.
Артисты более известные, ссылаясь на проблемы безопасности, отменили гастроли в Киеве. Вслед за группой Depeche Mode это сделал театр Бориса Эйфмана.
В Петербурге, тем временем, хотят запретить концерт «Океана Эльзи», запланированный на 31 марта.
Культовой группа стала благодаря участию в фильме Алексея Балабанова «Брат-2». И вот теперь, после заявлений, сделанных на концерте в Киеве (их в России сочли оскорбительными), рискует попасть в черный список.
На этом фоне настоящими миротворцами выглядят фолк-коллективы.
Региональная украинская национально-культурная автономия - организация общественная. Без всякого принуждения в ее рядах состоят сотни активных членов. В основном украинцев, десятки лет назад приехавших в Ленинград.
Валентин Иващенко, член Совета украинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга: «Мы сроднились с этой землей. Дети укоренились. Надеемся, что наша внутренняя потребность друг в друге победит».
Первые украинцы появились в Петербурге еще в эпоху Петра. Сподвижник императора Феофан Прокопович, спичрайтер Екатерины II Александр Безбородко, министр внутренних дел Виктор Кочубей, сын простого черниговского казака Алексей Разумовский - это для него построили на Невском Аничков дворец. Малороссию в Петербурге считают земным раем, та платит ответной симпатией.
В город Пушкина стремится и литературная элита Украины. Памятник Шевченко установят уже в новейшей истории - отчего-то на Петроградской стороне, где тот ни разу не бывал.
Алексей Михалев, корреспондент: «Эта история полна малоизученных трогательных историй. Есть, к примеру, такие вот строки:
Я вас кохав; в душі моїй ще, може,
Кохання пал і досі не погас,
Та хай воно вас більше не тривоже, -
Не хочу я нічим журити вас.
Понятно, что решивший прочесть Пушкина, сделает это в оригинале. Но из какого-то особенного уважения его ведь перевели! И существует не один вариант перевода».
Небольшая витрина в Этнографическом музее - единственный уголок подлинной Украины в Петербурге. Место паломничества дизайнеров модной одежды, копирующих карпатскую вышивку. Это и ответ на вопрос, как пережил киевские потрясения Петербург, и напоминание о недалеком прошлом, когда оба народа были не просто братьями. Скорее - сиамскими близнецами.