• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Петербург в центре научного и образовательного процесса

Эксперт - Северо-Запад. 4 декабря 2013

Основой развития научно-технической отрасли Северной столицы были и остаются академические, отраслевые институты и вузы. При этом в последнее время многократно возросла роль высшей школы в процессе формирования Петербурга как нового международного научно-исследовательского центра и площадки для глобального трансфера знаний. Благодаря собственной методике (разработанной аналитический центром издания «Эксперт Северо-Запад» с применением методов анкетирования, интервью, экспертных опросов и т.д.) был проведен всесторонний системный анализ научно-технического и образовательного потенциала Петербурга. Исследование обобщенных данных, подтверждает вывод об устойчивом тренде развития города как глобального центра научно-технической мысли, а также инновационного и образовательного центра, обладающего при этом мощным потенциалом как на ближайшие 10-15 лет, так и на более долгосрочную перспективу.

Наука и конкуренция
Изучив картину функционирования научно-технической сферы в городе: академические и отраслевые НИИ, национальные исследовательские университеты, вузы, проектные институты, конструкторские бюро и т.д., можно сделать вывод о ряде важных тенденций.
Например, в структуре текущих научно-технических исследований соотношение теоретических и прикладных работ меняется в сторону увеличения числа последних. Это говорит о начавшейся более тесной интеграции между наукой и реальным сектором экономики. Однако стоит отметить, что все еще недостаточно высок процент НИОКР, трансформирующихся в конкретные, востребованные на рынке инновационные разработки. С учетом того, что Петербург в последнее время при разработке своей стратегии развития до 2030 года делает ставку на «экономику знаний», городским властям стоит усилить работу по созданию более комфортных условий для трансфера инновационных технологий в региональную экономику. При этом эксперты отмечают, что этот процесс уже начался, и губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко инициирован процесс активного внедрения инноваций в сферу городского хозяйства (особенно в ЖКХ и транспорт).
Опрошенные эксперты отметили также рост востребованности научных разработок петербургских ученых бизнесом, причем не только российскими, но и международными компаниями. Возросла степень вовлеченности петербургской технической науки и в мировой процесс. Об этом свидетельствуют инициативы целого ряда крупных транснациональных компаний по созданию в Петербурге собственных R&D центров.
Оценивая тенденции развития петербургской науки в ближайшем будущем, большинство экспертов признают, что приоритетными, а значит, и наиболее конкурентоспособными на мировых рынках станут исследования в сферах, в которых ученые Северной столицы давно являются одними из признанных лидеров (физико-техника, биология, медицина). Однако у петербуржцев есть все шансы завоевать лидирующие позиции и в относительно новых, но очень динамично развивающихся направлениях (IT-технологии, радиология, генная инженерия). Особо широкие перспективы открываются в сфере междисциплинарных исследований и конвергенции наук и технологий.


Потенциал для развития

Особую ставку в формировании Петербурга как международного научно-образовательного центра федеральным и городским властям, а также руководителями институтов и вузов стоит сделать на все более тесную интеграцию между научно-исследовательскими структурами и учреждениями высшего образования. Только за счет подготовки всесторонне развитых студентов можно рассчитывать на пополнение рядов высококвалифицированных специалистов для различных отраслей, ученых для научной сферы и преподавателей для той же вузовской системы. Оценивая востребованность в городе молодых специалистов (выпускников вузов и молодых ученых), эксперты констатируют неоднородность этого показателя – к сожалению, в ряде отраслей существует явный дисбаланс между потребностями работодателя и возможностями вузов их удовлетворить. Причем специалисты констатируют разнонаправленные тенденции. Например, производственному сектору по- прежнему не хватает высококвалифицированных инженерных работников (хотя зарплаты и социально-карьерные перспективы там высокие). В то же время при большом количестве выпускников медицинских вузов лечебные учреждения города страдают от того, что дипломированные медики не идут работать по специальности (как раз во многом из-за низкой зарплаты и отсутствия перспектив роста).

В этом контексте особую значимость приобретает состояние материально-технической базы для подготовки кадров петербургской научно-технической сферы. Однозначно, что в городе должны сформироваться современные многофункциональные комплексы (кампусы), включающие в себя полноценную вузовскую инфраструктуру – от учебных корпусов, студенческих общежитий, жилья для преподавательского состава, объектов социальной, спортивной и культурно-досуговой направленности до межвузовских научно-исследовательских комплексов с технопарками и площадками для создания и коммерциализации инновационных разработок. Особенно перспективными территориями для подобных проектов экспертами признаются нынешние зоны так называемого «серого пояса» Петербурга, то есть бывших промзон, нуждающихся в реновации. При этом именно сложность и высокая стоимость такого рода проектов обуславливает необходимость проработки и создания специальных программ, подразумевающих, прежде всего, федеральное целевое финансирование. Взаимодействие же городских властей и вузовского и научного сообщества по данному вопросу должно строиться в направлении разработки концепций таких кампусов (с обоснованием размещения на той или иной территории), формировании предложений по созданию необходимых госпрограмм и лоббировании их на федеральном уровне. Отдельное значение приобретает и создание системы государственно-частного партнерства в вопросах создания обновленной материально-технической базы для городской научно-образовательной среды.

Стоит отметить, что существующие государственные программы, ориентированные на развитие технического образования и науки, оцениваются представителями этой сферы как вполне эффективные. Особо отмечаются меры петербургских властей, направленные на поддержку научно-технической деятельности в городе (например, комплексные программы: «Наука. Промышленность. Инновации» в СПб на 2012-2015 годы и «Развитие профессионального образования» в СПб на 2011-2015 годы).

Вместе с тем на основе экспертных мнений можно предложить и дополнительные меры, направленные на увеличение эффективности взаимодействия федеральных и региональных властей для развития научно-технического потенциала города. Это касается прежде всего совместной работы над стратегией развития российской науки и системы высшего образования на среднесрочный (5-10 лет) и долгосрочный (15-30 лет) периоды. Особое внимание должно уделяться максимально глубокому вовлечению академических институтов и вузов в разработку стратегии развития Петербурга до 2030 года.


Экспертный взгляд

О перечисленных выше проблемах, а также о роли вузовского сообщества в их решении, в частности, шла речь на круглом столе, организованном изданием «Эксперт Северо-Запад» совместно с Санкт-Петербургским научным центром РАН и ведущими вузами города (вошедшими в 2013 году в рейтинг вузов России рейтингового агентства «Эксперт РА»).

«Все вузы в Петербурге разные, и их работа определяется теми стратегическими миссиями и планами, которые имеет каждый университет, – отмечает председатель Совета ректоров вузов СПб, ректор СПб НИУ ИТМО Владимир Васильев. – Большинство вузов имеют планы развития до 2018-го, некоторые до 20-го и даже 2035-го года. И это не случайно, поскольку темп развития и те результаты, которые хочет достичь тот или иной вуз, у каждого свой. Палитра высших учебных заведений нашего города различна. Но общей инвариантой является тот факт, что наши вузы всегда решали задачу федерального уровня. Научно-педагогические школы занимались подготовкой кадров для всей страны, а не только для своего региона. Естественно, что перед этими научно-педагогическими школами, которые были, которые создавались и которые развиваются, сразу ставилась задача – быть конкурентоспособными не только внутри города или России, но и на глобальном международном уровне. И эту миссию наши вузы успешно выполняли и выполняют.

Но есть и вторая задача – мы живем в этом городе и хотим, чтобы он развивался. Сейчас это становится особенно актуальным, так как идет обсуждение стратегии развития города до 2030 года, где, на наш взгляд, системе высших учебных заведений и подготовке профессиональных кадров не уделяется достаточного внимания. И местоположение нашей сферы в этой стратегии пока неясно.

При этом наши вузы имеют еще одну, специальную миссию. Поскольку Петербург исторически создавался как «окно в Европу» и сейчас его геополитическое положение практически напрямую связывает его с Европой, задача глобализации и расширения международной составляющей в вузовской среде должна решаться более опережающими темпами, чем в общем в России».

Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников отмечает, что у разных вузов могут быть разные подходы к своей деятельности, как образовательной, так и научно-исследовательской, в зависимости от модели, принятой университетом.

«Отдельно хотел бы коснуться темы связи вузов с работодателями, – продолжает Сергей Кадочников. – Мы привыкли говорить, что здесь есть какой-то дисбаланс и каждая сторона в чем-то недовольна друг другом. Но это нормальное явление. Во-первых, мы находимся на особом этапе развития мирового образовательного процесса. Это общая тенденция для всех стран мира, и Россия в этом смысле несильно отличается. Вузы во всем мире теперь стали очень большими, своеобразными агрегаторами молодежи. Если в середине ХХ века доля выпускников школ, которые шли в вузы, не выходила за пределы 25-30%, то теперь в большинстве развитых стран мира эта пропорция приближается к 50%. В России этот процент еще выше – около 80. И когда руководители конкретных предприятий высказывают претензии, что вы не готовите нам конкретных специалистов, то они должны понимать, что это невозможно. Сейчас другое время. Но с другой стороны, логика получения образования в течение всей жизни заставляет и компании встраиваться в эту цепочку».

«Важно четко понимать свое место в системе высшего образования страны. Если мы позиционируем себя как лидеры образования в стране, то должны активнее заявлять о себе на федеральном уровне и продвигать эти идеи с позиции стратегии развития высшего образования в России в целом, – убежден первый проректор СПб Государственного экономического университета Александр Петров. – Петербург – крупный образовательный и научный центр, и многие вопросы, безусловно, должны отражаться не только в стратегии его развития, но и всей страны. Если мы ограничимся городом или даже Северо-Западным регионом, то фактически будем заставлять стагнировать наши научные школы. Говоря о создании новых кампусов, отмечу, что вопрос их финансирования сейчас ключевой. В программе министерства образования до 2020 года на все кампусы нашей страны выделено 40 млрд рублей. По нашим предварительным оценкам, стоимость создания одного нового кампуса составляет от 45 до 90 млрд рублей. При этом строительство займет минимум семь-восемь лет. И в условиях состояния нынешней экономики эта перспектива становится очень призрачной. Таким образом, перед вузами стоит задача – каким-то образом привлекать дополнительные средства. Например, тем, кому принадлежит множество зданий в центре города, предлагается их продавать и покупать или строить новые. Но тут возникает резонный вопрос: стоит ли продавать хорошие здания, чтобы переехать на периферию?»

С тем, что нужно четко определиться с ролью и местом вузов в городе, согласен и проректор по развитию образовательной деятельности Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Вадим Шпенст. «Пока проект стратегии развития Петербурга до 2030 года неубедительно показывает место системы высшего профессионального образования в структуре нашего города, притом что каждый десятый житель – студент, – говорит он. – У нас полмиллиона студентов. И это существенная часть дееспособного населения, которая должна быть объединена неким общим замыслом».

«Во всем мире выделяются центры глобального развития, которые концентрируют огромные финансовые, научно-технические и интеллектуальные ресурсы. И при формировании таких зон наличие высококачественного элитного образования повышает их статус и привлекательность. И Петербург, конечно, претендует на статус такой зоны, которую еще называют воротами в глобальную экономику», – убежден заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Юрий Косов.

«Одна из главных проблем медицинских вузов – кадровая, – говорит декан лечебного факультета СЗГМУ им. И.И. Мечникова Валерий Радченко. – Несмотря на то что ежегодно выпускается множество специалистов, не все из них идут работать по специальности, и дефицит врачей сохраняется. Но это проблема не только вузов, но и системы здравоохранения в целом, поскольку молодым людям невыгодно идти работать врачом. Есть сложности и с собственным кадровым обеспечением отдельных специальностей, и эту проблему медицинским вузам необходимо решать совместно».


«Потребителями специалистов, которых готовят вузы, являются не только бизнес или сами учебные заведения, но и наука, – отмечает руководитель сектора социологии науки и инноваций Социологического института РАН Елена Иванова. – И сейчас во время реформы Академии наук этот вопрос встает особенно остро. Предлагаемая сейчас вузам модель развития предполагает научные исследования, то есть они должны взять на себя часть функций, которые сейчас выполняют институты РАН. У нас в Петербурге в академических институтах работает более 5 тыс. исследователей, причем в основном это представители прикладных наук, физико-технических, биологических. И те научные задачи, которые они сейчас решают, наверно, вряд ли можно переложить на плечи вузов. Мы полагаем, что научно-исследовательская миссия вузов уместна именно в связи с образовательными задачами. Конечно, на протяжении последних десятилетий у нас сложилась довольно эффективная система, когда академические институты имеют в вузах свои базовые кафедры. Но нужно думать о том, как эту деятельность развивать. И в разрабатываемой стратегии обязательно учитывать то, что вузы должны готовить именно ученых, причем как для академической среды, так и для частных исследовательских центров».

«Мы должны отстаивать статус Петербурга как одной из педагогической столиц России. Если не будет педагогов, то через 10-20 лет не будет и тех поколений абитуриентов, которые придут в петербургские вузы, – предостерегает проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Кантор. – К сожалению, мы сейчас живем в эпоху свертывания педагогического образования как самостоятельного социального института. Периферийные педагогические вузы трансформируются либо мимикрируя под классические университеты, либо вливаясь как педагогические подразделения в состав других вузов. Увы, но и тот и другой сценарий не всегда идет на пользу дела. Оплотов педагогической системы в стране остается все меньше. И наш вуз, и Петербург в целом должны отстаивать сохранение самой институции высшего педагогического образования. И в этом плане важна консолидация наших усилий в выстраивании тесных связей с работодателем в широком смысле этого слова, не только с вузами или бизнесом, но и государством в целом».

Проректор по учебной работе СПб ГЭУ ЛЭТИ Владимир Павлов отмечает, что все темы, сформулированные в исследовании журнала «Эксперт Северо-Запад», действительно актуальны. «Обсуждение этих тем на уровне города, безусловно, необходимо, – полагает он. – Отдельно коснусь проблемы кадрового обеспечения вузов. И в этом направлении без поддержки города эту проблему нам будет решить крайне трудно. Либо мы будем производить некий традиционный состав преподавателей, что в смысле соблюдения традиций неплохо, но необходимо, чтобы свежая кровь появлялась, и здесь без поддержки города, позиционирующего себя как центр высококачественных вузовских специалистов, не обойтись. К сожалению, все еще существует определенный информационный вакуум в освещении роли высшего образования как важной отрасти петербургской экономики. И, как следствие, непонятно, чем город может помочь расположенным на его территории вузам. Может быть, он и хочет, но не может, поскольку не понимает, чем и как это сделать. А поддержка нужна, особенно с выделением земельных участков под студенческие общежития и инфраструктуру, а также под жилье для преподавателей и исследователей. И в таких экономических вопросах город, конечно, может помочь. Здесь даже вопрос не в деньгах – у нас они есть. Нам нужно содействие в решении организационных вопросов».