• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа как «Компас жизни»

Во время обучения в школе ее ученики получают огромный багаж знаний, но чаще всего, он состоит исключительно из теории, а когда дело доходит до практики, ученик не может его применить.

Конкурс «Компас жизни», организуемый  Центром довузовских программ НИУ ВШЭ СПб  нацелен на решение такой актуальной проблемы практического применения багажа знаний. По мнению его участников конкурс готовит учеников к реальным жизненным ситуациям, даёт опыт их решения.

В 2018 году в конкурсе приняли участие 12 команд школьников  10-11-х  классов  из общеобразовательных учреждений -  партнеров НИУ ВШЭ СПб.

Традиционно, в конкурсе «Компас жизни» оценивались способности применять знания в ситуациях общения, обучения, межгруппового и межличностного взаимодействия, в личностной и общественно- значимых сферах.

Участникам конкурса было необходимо предложить проектные решения проблем самоопределения, необходимых при выборе  стратегии поведения ученика,  потребителя рынка услуг, участника  значимого досугового мероприятия;  гражданина, чья позиция может оказать влияние на комфортность и безопасность среды проживания.

Ученики, учителя поделились со студентами «Высшей школы экономики», участниками проекта «Успешный выпускник» своими мнениями о задачах конкурса, впечатлениями от его проведения.

«В конкурсе оцениваются факторы, влияющие на  успешность ученика. Сегодня, чтобы достичь успеха необходимо работать с большими потоками информации, анализировать их, уметь вычленять главное». Андрей Белый, ученик гимназии № 148 им. Сервантеса.  Педагог Андрея, тьютор команды Белоусова Марина Александровна убеждена: «Главное, чем должен обладать успешный человек – это функциональная грамотность, умение решать те задачи, которые ежеминутно ставит перед тобой жизнь. Для этого необходимо обладать теоретическими знаниями, полученными в школе, здравым смыслом и своим, пусть даже не всегда большим жизненным опытом, нужно видеть, что стоит за потоками информации, уметь их систематизировать и анализировать. Эти задачи и решает конкурс «Компас жизни».

На вопрос, что означает готовность выпускника к самостоятельной жизни после окончания школы ученики и учителя дают различные ответы. Но почти все они сходятся в одном: готовность к самостоятельной жизни – это умение принимать серьёзные решения и брать за них ответственность. «Для меня самостоятельность – это умение правильно распоряжаться своим временем, расставлять приоритеты и хорошо разбираться в людях», – отмечает участница конкурса, ученица 11 класса гимназии № 498 Арина Крутова.

Экспертам конкурса, в число которых в этом году были вошли педагоги, методисты, администраторы учреждений дополнительного образования Ленинградской области, так же, как и ученикам, конкурс был интересен и полезен. По мнению экспертов, к качествам, которые помогают добиться высоких результатов в представлении проектных решений актуальных проблем относятся умение коммуницировать, владение навыками ораторского искусства.   Именно они помогают доносить свои мысли до других людей, быть убедительными» -, считает эксперт из Дворца творчества г. Всеволожска С.А. Карпенкова.

В своих суждениях о смысле и уроках конкурса эксперт  Г.М. Кораблина-Рогова, педагог из Приозерска отметила : «Взрослая жизнь требует от детей, в первую очередь ответственности, не только за свои поступки, но и за свои мысли. Без инициативности будет очень сложно, поэтому она необходима для каждого ребёнка, также имеют особое значение такие навыки, как умение слушать и слышать». По мнению большинства экспертов, знания – это неотъемлемая вещь при решении жизненных задач. «Для дальнейшей жизни важны грамотность, коммуникабельность, умение существовать и взаимодействовать в обществе».

Суммируя выводы по проектным решениям команд, эксперт Центра довузовских программ, политолог А.Л. Нездюров, отметил такие результирующие показатели социальной зрелости старшеклассников как : ответственное отношение к безопасности, большую осведомленность школьников в молодежной субкультуре, понимание ими  рисков Интернета, высокую степень доверия учеников  школьным психологам.

По мнению большинства, конкурс не оставил равнодушным никого, каждый вынес для себя какой-то урок, узнал что-то новое.  На подведении итогов, его участники благодарили организаторов конкурса, отмечали его оригинальность.

Победителями и призерами конкурса стали  команды школ №№  549, 601, 338, гимназий №№ 293, 148. Гран при конкурса получила команда гимназии № 498, наиболее высоко оцененная экспертами .

Организаторы надеются, что конкурс поможет старшеклассникам увидеть, над чем ещё нужно поработать, сделать первые шаги в самостоятельной жизни и, конечно же, стать успешными в будущем. Ну а в следующем учебном году Высшая школа экономики ждет новых конкурсантов «Компаса жизни».

Материал подготовили : сотрудники Центра довузовских программ Н.Ю.Конасова, А.Л. Нездюров, студенты ОП «Экономика» , участники проекта «Успешный выпускник» Исаева Мария,  Чазова Александра  .