• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развиваем навыки учебного исследования

Одним из магистральных направлений сотрудничества Университета со школами является организация взаимодействия с учениками, проявляющими интерес к исследовательской деятельности.  Для Высшей школы экономики как для исследовательского университета существенными характеристиками оказываются: образовательный опыт учебных исследований будущих студентов, развитость их общеучебных навыков, повышающих шансы на успешное освоение программ бакалавриата и магистратуры. 

Основным инструментом взаимодействия со школьниками, проявляющими интерес и склонность  к научным формам познания, стала программа   «Молодые исследователи», реализуемая совместно с педагогическими  партнерами (Фондом поддержки образования, гимназией № 11 Санкт-Петербурга ) и включающая организацию конференций, циклов обучающих семинаров  . Значимым элементом программы является формирование у школьников навыков учебного исследования, освоение ими научного аппарата, методов, источников научной деятельности. Занятия в «Школе молодого исследователя» - составной части программы, организованные в режиме видеоконференций не академичны, практико-ориентированы, сфокусированы на существенных моментах формирования исследовательской культуры, элементы которой могут быть освоены учащимися еще в школе. Цель конференций – показать достижимость высоких образовательных результатов исследовательской деятельности, создать условия, при которых учебное исследование как вид творческой познавательной деятельности приобретает актуальность и значимость, как для самих исследователей, так и для референтного социального окружения – одноклассников, родителей, педагогов, экспертов.

На эту значимую цель было направлено очередное занятие «Школы молодого исследователя», прошедшее 5 декабря 2017 года в режиме видеоконференцсвязи. Занятие, организованное в формате мастер-класса, продемонстрировало его участникам, в число которых вошли более 150 учащихся, педагоги 10 общеобразовательных учреждений различных регионов России, ближнего зарубежья, явную взаимосвязь между владением научным аппаратом, отбором источников исследования и качеством выполнения исследовательской работы.

Проблема отбора научного аппарата, методов, источников исследования была представлена в ракурсе позиций организаторов ученических конференций, членов жюри конкурса «Молодые исследователи» (Е.Б. Семенова, Н.Ю. Конасова, гимназия № 11, НИУ ВШЭ СПБ); учителя, руководителя учебных исследований (М.А. Белоусова, гимназия им. Сервантеса); обозначена в сообщениях участников и победителей исследовательских конференций, учеников выпускных классов Е. Хлыстунова, Н. Лагенс.

Н.Ю. Конасовой были рассмотрены возможности повышения значимости учебных исследований, их достоверности за счет использования взаимодополняющих, качественных и количественных методов, неадаптированных, оригинальных  источников. М.А. Белоусовой были проанализированы исследовательские работы, получившие высокое признание на ученических конференциях, благодаря оригинальному раскрытию тем, отбору источников (документальных, художественных, научных)  отражающих разнообразные смыслы изучаемых явлений и событий. Сообщение ученицы М.А Белоусовой  - Ники Лагенс, представившей исследование по теме «Формирование мировоззрения молодых дворян в конце XVIII-  начале XIX века»  наглядно показало участникам конференции как  документальный источники (в работе использовались доступные для обращения материалы следственных дел декабристов) могут изменить представление о, казалось бы, досконально известном историческом событии. Выступление ученика 11 класса Евгения Хлыстунова, носившее обобщающий характер, позволило оценить особенности исследовательского маршрута, который выбрал молодой исследователь, работая над научной темой, рассмотреть на примере его работы характеристики исследовательского процесса от представления его замысла до презентации результатов в рамках научной конференции.

Выступления специалистов ученых, педагогов; учеников, отразили понимание особенностей организации исследовательской деятельности, показали возможность достижения оригинального творческого результата, получили высокую оценку участников видеоконференции и, по их отзывам, выявили резервы развития исследовательских навыков школьников. Для организаторов такая оценка означает, что поставленные ими задачи развития исследовательской культуры нашли поддержку и понимание в среде адресатов программы, для многих из которых, проведенное занятие станет ориентиром при подготовке работ на университетские конференции учебных исследований школьников, которые пройдут в марте-апреле 2018 года. 

 

Материал подготовлен Н.Ю. Конасовой