• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей Питерской Вышки — 2022

Победителей 2022 года выбирали голосованием студентов и выпускников, а также по результатам конкурса НИРС. Всего лучшими преподавателями НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург были признаны 59 человек. О том, как стать лучшим, редакция поговорила с профессором департамента государственного администрирования Натальей Заиченко, избранной лучшим преподавателем кампуса в девятый раз подряд.

Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей Питерской Вышки — 2022

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Итоги выборов лучших преподавателей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург опубликованы на портале кампуса. В голосовании приняли участие 87 % студентов. Наиболее активными оказались студенты Школы физико-математических и компьютерных наук и Школы социальных наук и востоковедения: 92 % и 91 % соответственно проголосовали за любимых преподавателей.

Критериев, по которым определялись лучшие преподаватели, по-прежнему два. Во-первых, за преподавателя должно проголосовать не менее 10 студентов на одном курсе образовательной программы (ОП) или на одной дисциплине майнора, МАГОЛЕГО или общеуниверситетского факультатива (ОУФ). Во-вторых, важна доля проголосовавших за преподавателя студентов от общего числа студентов на курсе ОП или на дисциплине, если речь идет о майноре, МАГОЛЕГО, ОУФ. Как и в 2021 году, пороговое значение по этому критерию составило 50%.

Лучшими преподавателями, избранными за чтение лекций или за проведение семинарских или практических занятий, стали 46 человек. В число лучших вошли также 14 научных руководителей. Доцент департамента финансов Варвара Назарова стала лучшей одновременно в двух номинациях: на основе студенческого опроса и как научный руководитель победителей конкурса НИРС.

13 преподавателей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург становятся лучшими третий год подряд. Доцент юридического факультета Всеволод Байбак избран лучшим в восьмой раз, а академический руководитель магистерской программы «Управление образованием» Наталья Заиченко показывает такие результаты в течение девяти последних лет. Поговорили с Натальей Алексеевной о важности сотворчества и том, как стать «лучшим».

Наталья Заиченко, профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, академический руководитель МП «Управление образованием»

Заиченко Наталья Алексеевна

— На ваш взгляд, что такое «хороший преподаватель»? Что нужно, чтобы стать лучшим?

— Тут быстрого ответа нет — чем проще вопрос, тем сложнее ответ на него. Поэтому отвечу, как работодатель, а не как преподаватель. Когда лично я приглашаю на программу преподавателей, для меня важны три качества: это должен быть профессионал в своем предмете, плюс комфортный для общения человек — то, что называется «эмпатийный», и плюс он должен быть адаптивным к часто меняющимся требованиям и ситуациям. Чтобы стать «лучшим», все эти три качества должны работать «на полную катушку». Меня «выбирают», вероятно, именно поэтому.

— Как относитесь к тому, что вас выбирают из года в год?

— Конечно, мне нравится быть в числе лучших. Но, вообще-то, это даже моя обязанность как академического руководителя программы. Мое правило простое: на первой же лекции я почти всегда использую не мной придуманную фразу: «Я рассказываю вам о том, о чем знаю я, а не том, чего не знаете вы». Именно так я и думаю. Коллективный мозг студентов, помноженный на их собственный опыт и «приправленный» интернетом, дает такое количество информации, что мне остается только превратить эту информацию в новое знание в контексте своего предмета. А предмет у меня очень практичный — «институциональная экономика», но в контексте образовательной политики.

— Используете ли вы все эти годы некую единую методику преподавания, или же что-то меняете?

— Важно, чтобы не было скучно — ни мне, ни студентам. Поэтому мы вместе используем все атрибуты «движухи», или, если угодно, геймификации: бесконечная работа в группах, ролики, игры, сказки, переложенные на «институциональную теорию», блиц-проекты. При этом после каждой темы курса все равно тест. Вот уже третий год курс идет в blended формате: лекции записаны и размещены на SPOC платформе, и это здорово экономит время — на очных встречах есть о чем поговорить–порассуждать и заняться активностями.

— Что, на ваш взгляд, наиболее важно во взаимодействии со студентами? Как вы его выстраиваете?

— Во взаимодействии со студентами важно это самое «ВЗАИМОдействие». Мне кажется, все преподавательские «провалы» связаны только с тем, что преподавателю сами студенты не интересны, а их суждения не кажутся любопытными.  Наша профессия — актерская, и каждый раз только сам актер и может оценить, каких аплодисментов он заслужил после своего очередного спектакля. Обучение — это всегда СОтворчество. Нужно договариваться о правилах оценивания, об исключениях из правил, о нормах поведения и прочем. Студенты любого возраста, а у нас на программе этот разброс от 22 до 52 лет, желают знать о «правилах жизни» на вашем предмете и правилах взаимодействия. Люблю еще одно правило и говорю о нем на первой встрече: «Лучше один раз вовремя, чем два раза правильно». Это дисциплинирует студентов и избавляет меня от «разборок» о невыполненных заданиях и снижении оценок. 

Мне каждый из моих магистрантов интересен. Любимое занятие — придумывать вместе с ними темы исследований на курсовые работы и магистерские диссертации. Мы на этих обсуждениях «зажигаем» по полной. Я считаю, что в деле образовывания главное — любопытство. Вот я и любопытствую вместе с ними.  Может быть, они это и чувствуют?