• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арина Кольцова: о внеучебном проекте Кунсткамеры, антропологическом кино и междисциплинарных исследованиях

Студентка 2-го курса ОП «История» Арина Кольцова в прошлом году принимала участие во внеучебном проекте базовой кафедры Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Проект называется «Киноантропология», и в нем студентов учат снимать антропологические фильмы. Арина рассказала редакции, чем ей понравились занятия в библиотеке Кунсткамеры и как знания, полученные в проекте, помогают ей изучать субкультуры.

Из архива Арины Кольцовой

Из архива Арины Кольцовой

— Почему вы решили поступать в Питерскую Вышку?

— Когда я думала, куда поступать после 11-го класса, то рассматривала только направления по истории. Мне очень нравился этот предмет в школе, и мне хотелось учиться там, где его преподают не по старым советским стандартам, а в соответствии с современным развитием науки. Я знаю, что во многих крупных университетах студенты изучают историю в основном с упором на Средние века. Мне хотелось заниматься новейшей историей и еще иметь возможность более гибко выстраивать свою учебу, например, выбирать курсы для изучения.

В Вышке преподаватели занимаются научной деятельностью в разных направлениях. Здесь в том числе есть специалисты по истории культуры, которая мне интересна. Я также слышала, что в петербургском кампусе очень сильная программа по истории, и это меня привлекло. Я закончила школу в Москве и могла поступить в московскую НИУ ВШЭ, но решила, что Питерская Вышка, ее департамент и образовательная программа по истории больше соответствуют моим научным интересам.

— Почему вам нравится история?

— С помощью истории можно увидеть влияние прошлого на настоящее и лучше понять то, что происходит сегодня. Это меня увлекало в школе, и я была уверена, что хочу поступать именно на историю и хочу ей заниматься, причем как наукой. Однако когда я начала учиться в Вышке и узнала больше об академическом мире, то осознала, что мне скорее нравятся антропология и социология. Было бы здорово, если бы в школе детям больше рассказывали о науке и ее направлениях. Наверное, тогда выпускники четче бы понимали, чем хотят заниматься.

Сейчас свои исследования в курсовых, а также эссе по предметам я посвящаю историческим темам, но в этом году планирую немного больше погрузиться в социологию. Очень удобно, что антропология, социология и история достаточно смежные дисциплины, и можно изучать вопросы на стыке этих двух наук.

Очень удобно, что антропология, социология и история достаточно смежные дисциплины, и можно изучать вопросы на стыке этих двух наук.

Кроме того, история становится важным инструментом в социологических и антропологических исследованиях современности. Благодаря ей можно лучше узнать контекст изучаемого феномена — его прошлое и пути развития. Например, я сейчас занимаюсь изучением скинхедов, и история помогает мне узнать особенности формирования этой субкультуры в СССР за счет архивных документов, литературы и дневников.

— Расскажите, как вы узнали про проект «Киноантропология» базовой кафедры Кунсткамеры?

— На первом курсе нам рассказывали про проектную деятельность, которой занимаются студенты Вышки. Первокурсникам не обязательно ее проходить, проекты даже не входят в учебные планы первого года обучения. Но мне все равно хотелось поучаствовать, и я решила попробовать найти что-нибудь интересное на Ярмарке проектов.

На тот момент мне была интересна история кино, а еще стала нравиться антропология. Проект «Киноантропология» от базовой кафедры Кунсткамеры совмещал оба моих интереса, и я решила, что это самая подходящая опция для меня. К тому же в проект принимали первокурсников, и у меня была возможность попробовать себя в работе и еще лучше понять, что мне нравится.

— Чем вы занимались в проекте?

— В проекте нам рассказывали о том, как снимаются антропологические фильмы. Мы обсуждали теорию этого жанра и смотрели ключевые работы направления, например «Человек с киноаппаратом» и «Нанук с севера». Нам также объясняли, как нужно снимать так, чтобы работа получилась максимально приближена к жанру, насколько оператор должен участвовать в том, что снимает, и как правильно взаимодействовать с участниками фильма.

Многие знают, что такое документальное кино, но с антропологическим мало кто знаком. Если показать человеку фильмы обоих жанров, то сходу ему будет непросто найти отличия. В документальном и в антропологическом кино центром внимания становятся люди и их история. Однако у антропологических фильмов есть главный закон — голоса оператора не должно быть слышно в кадре. То есть вопросы для героев должны быть настолько последовательными и естественными, что если их вырезать из кадра, вся речь человека будет выглядеть как цельный, непрерывный рассказ. Часто такое кино снимают без сценария, в отличие от документальных фильмов.

— Была ли в проекте какая-нибудь практическая работа?

— Помимо теории нам давали практические задания, чтобы мы освоили базовую работу с камерой. Например, была задача снять три видео по десять секунд — одно со статичным кадром, потом другое с двигающейся камерой, и третье со статичной камерой, но движением в кадре.

У нас также было два крупных задания. Для одного из них мы должны были снять двухминутное видео с любым человеком, например, с кем-то из семьи или знакомых. В ролике нужно было познакомить зрителя с героем, показать его повседневную жизнь, зафиксировать какие-то размышления на любую тему. Затем нам нужно было снять интервью примерно на пять минут.

По итогу проекта мы должны были сделать десятиминутный фильм в жанре. Каждый участник снимал что-то свое. Мы сами выбирали своих героев и могли взять темы, которые нас лично интересуют. Мне удалось снять фильм про скинхедов, еще одна участница проекта сделала кино про армянскую культуру в Петербурге. В общем, нам дали свободу творчества. В итоге у каждого из нас получился собственный небольшой антропологический фильм.

— Расскажите про фильм, который вы сняли по итогу «Киноантропологии». Что вы в нем показали?

— Меня интересует изучение субкультур, в том числе в историческом контексте, и я хотела совместить свой научный интерес с фильмом, поэтому посвятила свою работу скинхедам. Изначально я думала показать повседневность скинхедов: как они живут каждый день вне политических мероприятий, активностей и дискурсов. Я хотела выяснить, может ли бытовая жизнь человека выдать его принадлежность к какой-то субкультуре. Можно ли за ним понаблюдать и сказать: «Да, ты совсем не такой, как я».

Это интересный исследовательский вопрос, но ответить на него в фильме оказалось трудно. У меня получился скорее разговор с представителями субкультуры, и в моей работе было больше кадров с монологом, чем с повседневной жизнью героев. Мне кажется, так получилось в том числе из-за того, что для антропологического кино не готовят сценариев и сюжет фильма должен развиваться сам по себе. Получается, что его сложно контролировать.

Несмотря на то, что мне не совсем удалось ответить на свой вопрос, мне понравилось снимать этот фильм. Я узнала, что у представителей субкультуры скинхедов другая жизнь даже в повседневности. Их мировоззрение отражается в каждодневных делах, в том, о чем они беседуют, на какие ходят концерты, как относятся к разным социальным темам, музыке и кино.

— Удалось ли вам во время проекта побывать в Кунсткамере и поработать с кем-то из сотрудников?

— Каждая наша встреча проходила в музее в библиотеке Кунсткамеры. Больше всего в работе мы взаимодействовали с руководителем проекта Светланой Юрьевной Белоруссовой. Она работает на базовой кафедре музея в Вышке и является научным сотрудником Кунсткамеры. На просмотр некоторых практических заданий приглашали Андрея Владимировича Головнева — заведующего базовой кафедрой и директора музея.

— Что полезного вы получили от проекта? Какие у вас впечатления?

— Я поняла, куда мне нужно двигаться и чему учиться, если я захочу заниматься антропологическим кино. Я узнала, как готовиться, если нужно провести интервью и снять процесс на камеру.

Мне понравилось работать в небольшой группе участников. Благодаря тому, что нас на встречах было не более десяти человек, мы могли обсудить работу каждого. Проект также дал возможность развить свои soft skills и научил взаимодействовать в команде. 

Я научилась принимать чужую критику, анализировать ее и правильно использовать для того, чтобы улучшить собственную работу. Кроме того, я сама тоже поняла, как грамотно высказывать свои мысли о чужой работе, делать их конструктивными и полезными для собеседника.

Еще мне очень понравилось ходить на встречи в здание Кунсткамеры. Мы сидели в красивой библиотеке крупного музея, вокруг нас происходило постоянное движение. Сотрудники приходили брать книги, работать над архивами, проводить исследования и готовиться к выставкам. Такое окружение очень заряжало, и у меня сразу появлялся рабочий настрой.

— Планируете ли вы дальше заниматься антропологическим кино?

— В старших классах и на первом курсе меня очень увлекало кино и история кинематографа. Мне нравилось смотреть разные фильмы, я увлекалась разными жанрами, но когда попробовала поучаствовать в проекте, поняла, что не хочу заниматься кино. Скорее фильмы — это для меня хобби, а не продолжение работы.

Когда я сняла кино про скинхедов, то поняла, что мне понравилось не столько заниматься фильмом, сколько изучать субкультуру, и что исследованием я могу заниматься и без камеры в руках. Однако проект научил меня взаимодействовать с людьми, например, правильно задавать вопросы героям, чтобы они звучали для них естественно. Эти знания наверняка мне пригодятся в работе над исследованиями.

— Расскажите, чем вы еще успели заняться в Вышке за время учебы?

— На первом курсе я ходила на мероприятия Студенческого научного общества департамента истории (далее — СНО), старалась узнавать больше о разных исследованиях и исторической науке. В этом году, возможно, мне удастся поучаствовать в работе научно-учебной группы (далее — НУГ) «Теории и практики безопасности в период холодной войны». Еще я попала во внеучебный проект «Неофициальная культура, неформальные объединения и публичные акции в Ленинграде в ХХ веке». В нем мы будем изучать разные темы, начиная от диссидентов и заканчивая ленинградским рок-клубом. Мне нравится этот проект, потому что он близок моему научному интересу к различным субкультурам.

Я также являюсь куратором первокурсников ОП «История». Однако мне довольно сложно оценить свою деятельность, потому что из-за пандемии мы не можем сделать много вещей, которые обычно делают кураторы. Например, провести большие встречи с ребятами.

Вообще я захотела пойти в кураторство, потому что, когда наши кураторы организовывали для нас мероприятия, у меня часто появлялись мысли о том, как можно было бы их изменить и улучшить. Я поняла, что могу внедрить свои идеи если сама стану куратором.

Кроме того, на первом курсе я получила мало представлений о своих внеучебных возможностях в Вышке. Например, я не знала, что в университете существуют научно-учебные группы и в них могут работать студенты, и поэтому смогла поучаствовать в НУГ только на втором курсе. В общем, я стала куратором, чтобы решить проблемы себя в прошлом и предостеречь новых первокурсников от ошибок, с которыми столкнулась сама.

— Как вам кажется, чем сегодня полезно историческое образование?

— Бакалаврская программа по истории дает базовые гуманитарные знания и набор начальных навыков для академической работы. Ты узнаешь, что сегодня происходит в научной среде, чем вообще можно заниматься и как устроены все процессы — как пишутся работы, рецензии и вообще проводятся исследования. Вышка еще дает возможность быть более гибким: есть широкий спектр предметов по разным темам, в том числе междисциплинарным. Можно попробовать себя в разных направлениях знаний и понять, что больше нравится.

Для меня одним из самых полезных предметов на первом курсе было «Академическое чтение». Напрямую оно не связано с историей, но этот курс учит работать с научной литературой, читать ее так, чтобы извлечь максимальную пользу для себя и своего исследования. Подобные инструменты по работе с источниками полезны в науке, не важно, какой дисциплиной ты занимаешься.

— Расскажите будущим абитуриентам, почему стоит учиться на программах по истории?

Если вас действительно увлекает история, но вы думаете, что стоит выбрать для учебы какое-то более востребованное направление, однако ничего из востребованного вам не нравится — лучше идите на историю и занимайтесь тем, что вам интересно.

Бакалаврское образование не означает, что после него вы будете призваны заниматься только тем, чему научились. Наоборот, это дорога в другие сферы деятельности.

В Вышке есть много возможностей для того, чтобы вместе с учебой искать интересные для себя вещи. Если вы поступаете на историю и понимаете, что она вам нравится, но сильнее вас привлекает что-то смежное — всегда можно выбрать майнор.

На ОП «История» можно активно заниматься научной деятельностью. Для этого на департаменте существуют НУГ, СНО, конференции и научные центры. Преподаватели в Вышке очень отзывчивые и всегда готовы вам помочь в исследовании, даже если они не являются вашими научными руководителями.

История как наука гораздо интереснее школьной программы. Образование поможет вам понять, хотите ли вы заниматься историей в ближайшие годы, или найти направления, куда вы можете двигаться еще. Только в новую сферу деятельности вы уже войдете с полезными историческими и гуманитарными знаниями, а также исследовательскими навыками.