• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не надо ждать, когда закончится обучение, занимайтесь своей жизнью прямо сейчас»

23 апреля на экспертной сессии «Цифровая повестка в России и за рубежом» в рамках Недели карьеры — 2021 выступит старший вице-президент ПАО «Ростелеком» по информационным технологиям Кирилл Меньшов. В преддверии встречи со студентами Питерской Вышки он ответил на вопросы о трендах цифровизации, цифровых компетенциях и трудоустройстве молодых специалистов.

«Не надо ждать, когда закончится обучение, занимайтесь своей жизнью прямо сейчас»

Фото предоставлено ПАО «Ростелеком»

Кирилл Алексеевич, с позиции представителя крупнейшего в стране интегрированного провайдера цифровых услуг и решений, как бы вы определили тройку российских территорий — лидеров в развитии цифровизации?

В первую очередь я бы выделил не отдельную территорию, а охватывающую всю страну федеральную программу цифровизации, которую активно развивает Министерство цифрового развития в сотрудничестве с другими департаментами и компаниями. В рамках программы создаются общероссийские цифровые сервисы. Благодаря этой работе во всех регионах цифровизация имеет некий базовый уровень, и этот уровень существенно выше, чем в большинстве стран.

Москва занимает особое место в России, в силу бюджетных возможностей, и идет собственным путем, в том числе в цифровизации. Это оторвавшийся лидер, за ним следует плотная группа игроков, внутри которой различия невелики: время от времени то один вырывается вперед, то другой. В ней можно выделить Санкт-Петербург, где помимо довольно высокого уровня цифровизации есть еще и очень перспективные, с точки зрения цифровой повестки, резиденты, например Газпромнефть. В Петербурге также регулярно появляется большое количество новых инициатив. С учетом этих обстоятельств, мне кажется, что в интервале двух-трех лет Петербург имеет все шансы вырваться вперед.

Каковы актуальные тренды цифровизации? Отличается ли российская цифровая повестка от мировой?

Исходя из того что я вижу и о чем регулярно читаю в материалах профильных ассоциаций, отличий мало. Все страны решают примерно одни и те же задачи похожим образом. Принципиальная разница определяется только масштабом государства и его культурным разнообразием. У небольших стран, таких как Лихтенштейн, Литва, Эстония, внутреннее разнообразие существенно ниже, чем у нас, потому и повестка проще. В странах, которые сопоставимы с нами по территории, например США, Канада — в приоритете решение проблем доступности интернета, качество сервиса. Продолжается развитие интернет-вещей, строятся облачные сервисы, в общем, выделяются одни и те же тенденции.

Хочу также отметить один главных трендов, которые нам принес 2021 год: мы долго готовились к цифровизации, говорили о том, что ее надо начинать, но далеко не все понимали, что и как нужно менять. Мы пережили важный, переломный момент, когда все осознали, что они должны делать, начали и продолжают реализовывать.

Повлияла ли пандемия ковида на актуальные цифровые тренды?

Все зависит от положения индустрии, в которой работают компании. Просевшие отрасли, в числе которых авиасообщение, туризм, офлайн-ритейл и другие, оказались в очень сложной ситуации. У них сократились бюджеты, вследствие чего они замедлили темпы своих цифровых трансформаций. Те, чьи потери были не так велики, наоборот, ускорили цифровизацию, поскольку цифровая повестка — в основном про «удаленку». Хорошим примером может служить образование, на время локдауна полностью перешедшее в онлайн.

На изменившемся рынке труда будет ли место для молодых специалистов?

Как с экономическими областями, где одни в эпоху пандемии получили преимущества, а другие неприятности, так и со специалистами — есть те, на кого спрос растет, и те, на кого он будет неизменно падать. Профессии, востребованные в эпоху цифровых трансформаций и диджитализации, — это не только программисты, но и любые связанные с ИТ компетенции: цифровое предпринимательство, создание продуктов и управление ими, дизайн, то есть все, что используется при создании передовых сервисов в составе кросс-функциональных команд.

Есть ли возможность у молодого специалиста войти в отрасль и быть востребованным? Какими цифровыми и/или иными компетенциями он должен обладать?

На мой взгляд, в первую очередь нужны желание и мотивация, тогда и компетенции появятся. Мир радикально поменялся. Когда я выпускался из Бауманского университета, в помощь выпускникам были только ярмарки вакансий со стендами и брошюрами и дни открытых дверей в очень редких компаниях, так что трудоустройство было не такой уж простой задачей. Сейчас мир совершенно другой. В нем сформировалась сложная структура переплетающихся социумов, каждый из которых может стать точкой входа для потенциального молодого специалиста. Первая общность — это система хакатонов, которые проводят разные компании, университеты, и даже у государства есть свой: проект «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Хакатоны вовлекают студентов в свое комьюнити, начинающие специалисты погружаются в него и получают навыки работы в командах, решении задач и опыт взаимодействия с консультантами и службой поддержки организаторов и партнеров. Внутри этого сообщества студенты могут ответить себе на вопрос — чего они хотят? Готовы ли они пойти в стартап, в свободную, гибкую, но очевидно неустойчивую команду, в которой будет ярко, бодро, современно, но никто не сможет сказать наперед, чем все закончится? Или же им больше по душе корпоративный путь, в большой компании, где все более стабильно, понятно и при этом задачи еще более амбициозны?

Второй способ быстро найти свое место в ИТ — всевозможные акселераторы, бизнес-инкубаторы, фонды, венчурные платформы. Они есть во многих вузах, в том числе и в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ. Это огромное пространство, в котором молодой специалист может реализовать различные стратегии поведения. Мир стал сложным, подход «делай раз, делай два, получишь три» больше не работает. Сегодня важнее тот опыт, который ты успеваешь пережить в начале пути. На его основании ты и принимаешь решение. Походил на хакатоны, познакомился с людьми, посмотрел, как это работает, — присоединился к какой-то команде, вошел в ее стартап. Или на другом хакатоне понравилось, как выглядит та или иная компания, — пошел туда поработать. Я всегда студентам говорю: не надо ждать, когда закончится обучение, занимайтесь своей жизнью прямо сейчас.

Для чего вы участвуете во встречах со студенчеством, подобных той, которая случится в рамках Недели карьеры — 2021?

Я рассказываю о современных трендах, которые были определены на 2021 год, а также о том, что о них думает и как с ними работает Ростелеком. Для меня это, в первую очередь, возможность создать social impact. В сегодняшнем мире есть определенный социальный баланс, в котором ни одна компания не может заниматься исключительно бизнесом. Находясь в государстве и в обществе, невозможно заниматься только зарабатыванием денег. Если после сказанного мной хотя бы двадцать студентов оторвутся от просмотра видео и чтения блогов, попробуют себя в хакатонах и через собственный опыт поймут что-то для себя, для меня это будет идеальный результат. И дело даже не в том, чтобы они потом пришли работать именно в Ростелеком — пусть пойдут в стартап, если интересно. Но пусть будет увлекательно, это по-настоящему важно!

Что бы вы из сегодняшнего дня посоветовали себе-студенту? И что рекомендовали бы студентам нынешним?

Хороший вопрос. Пожалуй, самому себе я не решился бы что-либо советовать — велика вероятность того, что все сложилось бы совершенно иначе. Это ведь только кажется, что, поступи мы однажды иначе, жизнь была бы лучше. К тому же самый важный опыт, который мы получаем, — негативный. Если из жизни убрать все падения, ошибки, разочарования, трудно представить, кем бы стал человек. Конечно, многие отрицательные моменты я не хотел бы переживать повторно, но без них не было бы меня.

Если же говорить о нынешних студентах, то я считаю, что важно научиться видеть некие закономерности и помнить о них. Первое: молодые специалисты с технологическими компетенциями в эпоху цифровой трансформации могут не волноваться. Им повезло, они правильно выбрали профессию и будут востребованы. Все будет хорошо и с работой, и с зарплатой, они будут обеспечены как минимум в ближайшие 5–10 лет.

Второе — для тех, кто хочет плыть чуть быстрее, чем течение реки. У них сегодня огромные возможности, которые лежат прямо под ногами. Надо наклониться и просто взять их. Это дешевые, простые в использовании, а в эпоху тотального онлайна так и совсем легкодоступные возможности, которые позволят через собственный опыт наработать нужные навыки, понять — что хорошо получается, а что нет, и определиться с направлением. Более активным людям требуются более активные действия — надо самим определять свою судьбу и проживать ее. Сидя в кресле, невозможно принять решение, ответить на вопрос «Вам больше нравится работать в стартапе или в корпорации?» Опыт можно только прожить и получить. Надо просто идти маленькими шажками, проверять каждый шаг, прислушиваться к себе.

Третье. Важно понимать, что современный мир так быстро развивается, что образование не закончится выпуском из университета. Напротив — тогда оно только начнется, потому что в вузе дается базовый уровень. Все стремительно меняется, проекты создаются и забрасываются. Чтобы быть реально крутым специалистом, придется постоянно читать, следить за трендами, общаться, узнавать, что происходит. Профессионализм — это непрерывное повышение квалификации, образование, поддерживать которое придется самостоятельно. Вот три моих главных совета, которые сводятся к одному — не упускайте возможностей!