• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журнал — своими руками

Вышел в свет июньский номер журнала «Проектор», который от начала до конца сделали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Учредитель и главный редактор издания Митя Харшак считает этот номер стартом нового, «студенческого» периода в жизни журнала.

Журнал — своими руками

Фото предоставлены редакцией журнала «Проектор»

В июньском, тридцать шестом номере журнала «Проектор» все — от планирования публикаций до интервью и фотосъемок, от дизайна и верстки до внесения корректуры и поездки в типографию — было сделано силами студенческой редакции. Учредитель и главный редактор журнала, академический руководитель образовательной программы «Дизайн» санкт-петербургского кампуса Вышки Митя Харшак рассказывает, что «Проектор» с момента своего основания в 2007 году пережил два концептуальных этапа и этим номером вступает в третий, «студенческий» период своего развития.

Первый отрезок истории продолжился от пилотного первого номера до конца 2014 года, когда вышел в свет № 27. В эти годы структура журнала представляла собой жесткую схему разделов и рубрик, материалы каждой из которых можно было бы издать отдельной книгой, собрав контент насквозь из пары дюжин выпусков. Самыми цельными и действительно выдерживающими переформатирование из разрозненных журнальных публикаций в книги получились разделы по истории промышленного и графического дизайна и раздел, посвященный фотографии. Четко заданная структура выдерживалась из номера в номер, а разделы каждый раз наполнялись новым контентом.

Структуралистский подход исчерпал себя на исходе третьего десятка выпущенных номеров, и с № 28 начался второй, международный период истории журнала. Номер был сделан в сотрудничестве с Нью-Йоркской Школой визуальных искусств, посвящен американскому плакату второй половины ХХ — начала XXI века и содержал интервью Милтона Глейзера, Джорджа Черни, Ивана Чермаева, Мирко Илича. Материалы журнала представляли выставку, открытую в Новом музее. «Американский» номер стал первым в серии выпусков, подготовленных как комплексный проект и выходивших раз в полгода. В этой международной серии вышли финский, швейцарский, датский, французский, голландский и завершивший цикл японский номер, в каждом из которых объединялись кураторская работа по тому или иному ключевому выставочному проекту, полтора-два десятка интервью с их участниками, фандрайзинг и море организационной работы. Этот период жизни «Проектора» закруглило закрытие границ.

Митя Харшак отмечает, что журнал всегда был практически «личным дневником Мити Харшака», трибуной, с которой проецировалась субъективная картина мира в профессии. И поскольку последние годы стали для него временем глубокого погружения в дела Школы дизайна Вышки в окружении «крутых работ молодых дизайнеров-студентов», естественным стало решение отдать журнал в руки молодым коллегам. «Проектор» № 36, по мнению его главного редактора, открывает новый этап в истории журнала.

Харшак Дмитрий Андреевич

Митя Харшак, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», академический руководитель ОП «Дизайн» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:

В этом номере я не могу назвать себя в полной мере главным редактором. Функционал этой позиции мы разделили поровну с Ваней Воронцовым, Леной Пениной, Юлей Соловейчик, Олей Черевко и Алиной Петровой. Арт-директором журнала стал Ваня Воронцов, создавший новый визуальный образ «Проектора». Для меня важно было отойти в сторону и дать возможность молодым коллегам проявить себя во всех этапах работы над номером — планировании публикаций, редактировании текстов, дизайне и верстке. Поэтому привычный мне ритм работы, когда я в ответе за все, в этом выпуске заменен на новые практики делегирования права принятия решений новой редакции.

В каждый новый период своей истории журнал вступает более молодым и бодрым — происходит такое взросление наоборот, как в кино про Бенджамина Баттона.

Я убежденный прогрессист — уверен, что поколение детей должно добиваться большего, чем поколение родителей, а ученики всегда превосходить своих учителей. Поэтому я не сомневаюсь, что, будучи переданным в управление студенческой редакции, «Проектор» станет только лучше, наглее, бодрее и интереснее. Верю в то, что этим номером мы открываем новый, третий по счету — назовем его «студенческий» — период в жизни журнала. Мой журнал становится журналом Школы дизайна НИУ ВШЭ. Кто хочет делать следующий номер? Welcome!

Лена Пенина, студентка 3-го курса ОП «Дизайн»:

Конечно, это очень ценный̆ и интересный̆ опыт. Например, я впервые в жизни поработала с живым интервью и, кажется, писать мне понравилось даже чуть больше, чем верстать. Посмотрим, что из этого выйдет. Создание журнала — это многоуровневая командная работа, и очень приятно в конце посмотреть на результат, оглянувшись на все этапы — и сложные, и приятные. Надеюсь, когда-нибудь подержу в руках выпуск уже своего собственного журнала. О чем он будет? Пока не знаю. Я все еще не знаю, кем хочу стать и как сложится моя жизнь после выпуска, но каждый̆ год и даже каждый̆ месяц я учусь чему-то новому и очень крутому, и по чуть-чуть все больше понимаю себя.

Юля Соловейчик, студентка 3-го курса ОП «Дизайн»:

Участие в работе над новым номером журнала «Проектор» подарило мне новое мышление, правильный̆ фокус при принятии решений, колоссальный̆ опыт в working team, ощущение целостности и счастья в конкретном моменте времени. Помимо всего прочего, четкое понимание своего места в команде, осознание силы и отсутствие страхов не менее прекрасны, чем ожидание эндорфинного экстаза в момент, когда в руках окажется этот совсем свеженький̆ номер, прямо здесь и сейчас!

Ваня Воронцов, студент 3-го курса ОП «Дизайн»:

Когда мы только начинали работу, мне было очень боязно. Я не знал, справлюсь ли я с обязанностями, которые на меня возложили, но со временем становилось проще: мы взяли наше первое интервью, начали собирать материалы для номера, а когда работа закипела, я понял, что мы можем делать все, что хотим. Когда пришло время верстать выпуск, я впал в ступор, но потом пришел к достаточно дерзкому и при этом чистому образу. Он, как мне кажется, выглядит современно и хорошо подходит для «Проектора». Было очень интересно «перезагрузить» журнал, создать для него новый визуальный образ.

Сейчас, когда есть возможность подержать журнал в руках, я испытываю много разных эмоций. Во-первых, я безумно счастлив — побывать на месте арт-директора очень круто, хоть в этом деле и было много ответственности, которой я побаивался. Во-вторых, мне хочется все переделать. Я вижу, что и где можно улучшить, что поменять, а что и вовсе убрать. Очень хочу начать работу над следующим номером. У меня много идей, которые хочется реализовать.