• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Быть частью стихии, но идти к своей цели»

Анна Юрьевна Тышецкая — о питерском кампусе, академических свободах и профессиональных управленцах в университете

«Быть частью стихии, но идти к своей цели»

Даниил Прокофьев

Анна Юрьевна Тышецкая возглавила Питерскую Вышку в минувшем октябре, а до того география ее деятельности простиралась от восточных рубежей России (ДВФУ) до западных (БФУ им. И. Канта). В интервью «Вышке для своих» она рассказала о планах развития филиала. 

— В вашей биографии есть Томск, Москва, Владивосток, Калининград. А теперь и Санкт-Петербург. Такая мобильность — это случайность или осознанный шаг? И какой город вы считаете своим родным?

— Для каждого человека родным является то место, где он провел детство и юность. У меня два таких места. Это военный гарнизон в 180 км от Владивостока, где служил мой отец и где наша семья прожила до 1993 года, и Томск — город, где прошла моя юность, я определилась с профессией, родились мои дети. Томский государственный университет — моя альма-матер. 

А что касается мобильности, это одновременно и случайность, и осознанное решение. В Томском государственном университете я проработала 11 лет. Я начинала учиться на отделении журналистики филологического факультета ТГУ, а окончила уже самостоятельный факультет журналистики. Новый факультет активно собирал штат преподавателей из своих же выпускников, и мне предложили место. И я для себя сразу определила, что хочу развиваться в университете как преподаватель и как исследователь. Я сохранила и журналистскую практику, но никогда не рассматривала этот путь как отдельную карьерную траекторию.

Даниил Прокофьев

Возможно, все бы шло как шло, если бы в 2013 году Томский государственный университет не вошел в Проект 5–100. 

— Жизнь в университете забила ключом? 

— Да. Ведь эта программа не просто про развитие университетов. Ключевой ее фокус, особенно на первых этапах запуска, был на развитии людей и поиске новых лидеров в университетской среде. В один момент в ТГУ открылось множество возможностей для реализации собственных проектов, направленных на развитие университета. Так я попала в кадровый резерв. И так я поняла, что мне интересно заниматься управлением. И что администрирование может стать моей профессиональной траекторией развития в университете. Ведь до запуска Проекта 5–100 в академическом сообществе считалось, что единственный путь карьерной траектории — это исследовательская деятельность. Административная — это статус, влияние, «добавленная стоимость» к репутации уже состоявшегося ученого. Новая идеология Проекта 5–100 состояла в том, чтобы внутри университетов сформировать пул профессиональных менеджеров. Людей из академической среды, которые понимают и ценят университет. И их ключевая компетенция — это создавать системные условия для постоянного движения университета вперед. 

— И вы решили, что будете заниматься административной деятельностью?

— Да, я приняла такое решение. Оставила преподавательскую и исследовательскую практику. Также это решение было связано с большей мобильностью, с работой там, где появляются интересные и неординарные задачи. Семья меня в этом поддержала: мой муж — инженер, работает вахтовым методом в крупной нефтяной компании, и мы решили, что он приезжает туда, где находимся я и дети. Таким образом, сначала я приняла приглашение войти в команду Московского политехнического университета, затем — Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. А последние два года, не прекращая деятельности в ДВФУ, я и часть моей команды работали в Балтийском федеральном университете им. И. Канта в Калининграде.

— Расскажите подробнее о проектах, которые вы реализовали в ДВФУ и БФУ им. И. Канта. 

— Конек моей команды — это внедрение управления образовательным процессом на основе данных, организация сетевых образовательных программ и в целом создание систем управления, которые позволяют запускать новые образовательные продукты в течение трех месяцев с момента обсуждения инициативы. 

Сегодня невозможно представить реализацию персонализированного обучения без цифры. Но цифровизация — это не про IT, это про глубокую перестройку всех процессов организации образования, включая содержательные. В ДВФУ, например, сегодня нет понятия «деканат» или «факультетский учебный офис». 20 000 студентов полностью администрируются и обслуживаются через единое окно — студенческий офис, построенный по принципу МФЦ. В БФУ им. И. Канта созданное цифровое ядро позволит университету в ближайшее время перейти на полностью персонализированное обучение.

В период нашей работы в ДВФУ и БФУ им. И. Канта мы создали и запустили в совокупности около 20 сетевых образовательных программ с российскими университетами и крупными бизнес-компаниями. В том числе, например, одна из первых сетевых программ ВШЭ с региональным университетом — это программа бакалавриата ДВФУ и ВШЭ «Экономика». В 2022 году состоится первый выпуск бакалавров, которые получат два диплома: один — ДВФУ, второй — ВШЭ.

Даниил Прокофьев

Но главное, что я хотела бы отметить: я и моя команда — мы никогда не работали с отдельными проектами. Я убеждена, что образование — это ключевой элемент университета, способный создавать колоссальную инерционную силу, которая движет за собой вперед все остальные процессы — науку и производство инноваций. Поэтому цель трансформации — не появление отдельного артефакта — образовательной программы, цифрового сервиса, нового факультета, — а создание системы, которая способна производить инновационные продукты без участия администратора. 

— Что для вас Питер? Что вас связывает с этим городом?

— Конечно, для меня Петербург — это культовый город. Город великих русских писателей — не только XIX века, но и современности. Пока мы жили в Калининграде, мы часто проводили выходные в Санкт-Петербурге. Вообще, у меня есть своя стратегия, сформированная опытом многочисленных переездов. Я никогда не сравниваю новый город с предыдущим. И я люблю все города, в которых я жила. Любой переезд — это выход из зоны комфорта. Но и любой переезд — это открытие новых зон комфорта. Поэтому я принимаю Петербург таким, какой он есть. 

— Какие у вас впечатления от Питерской Вышки? Чем она отличается от других кампусов?

— Питерская Вышка сочетает в себе одновременно дерзость Вышки и академичность классического университета. Питерская Вышка — питерская по своему духу. И очень органично вписывается в этот город. С первой минуты я очень комфортно себя ощущаю в кампусе. По атмосфере он напоминает кампус Томского государственного университета, где содержание по умолчанию важнее бытовых вопросов. Сегодня в Питерской Вышке собрана очень сильная профессура. Безусловно, это ключевой наш капитал. Другое дело, как мы будем наращивать этот капитал в связи с новыми формирующимися задачами и новыми реалиями. 

— О каких задачах идет речь? 

— Прежде всего утверждена правительством новая Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года. В связи с этим мы развернули большую работу внутри питерского кампуса, направленную на формирование собственной программы развития как части большого университета. Амбиция питерского кампуса сегодня — не потерять роль одного из ядер развития Высшей школы экономики, усилить роль Питера как одной из ключевых площадок внедрения новых продуктов науки и образования. 

— Это генеральная линия, а можно ли обозначить конкретные направления, на которых вы планируете сосредоточиться?

— Сейчас мы обсуждаем следующие векторы развития. Во-первых, это все, что касается креативных индустрий и урбанистики. Сегодня эти темы активно развиваются на уровне Санкт-Петербурга и поддерживаются командой губернатора. Большое количество культурных институций и смежный с ними бизнес нуждаются в новых продуктах и инновациях, людях и экспертизе. Многие из них базируются в Петербурге. А в кампусе есть компетенции, которые востребованы нашими партнерами и городом в этих сферах. 

Помимо этого, в кампусе активно начинают разрабатываться темы, связанные с устойчивым развитием. В Питерской Вышке, в отличие от других кампусов, экономика и менеджмент не были разделены на две отдельные школы. Возможно, спорное решение. Однако мы видим в этом новые возможности для развертывания ряда междисциплинарных тем в этих областях. 

И конечно же, исследования в области социальных и компьютерных наук.

— Какие подходы в руководстве вам близки? Какие изменения в команде вы планируете?

— Организационная реформа была начата до моего прихода. По сути, я ее только завершаю. Поэтому кардинальных изменений в команде не произойдет. Однако мы взяли курс на формирование большей автономии деканов внутри кампуса. Это, скорее всего, может повлечь за собой некоторую перестройку процессов. А что касается близких мне подходов в руководстве, процитирую лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицу: «Руководить — это значит не мешать умным людям работать».

— А как, с вашей точки зрения, академические свободы должны уживаться с административными реформами, где проходит грань?

— Администратор и декан — это два разных видения университета. Декан отвечает за развитие определенных дисциплинарных тем внутри вуза, а также за подбор кадров и качество контента. А администраторы отвечают за систему в целом, задают определенные правила, которые по умолчанию обеспечивают достижение необходимого стандарта качества образования и продуктов науки. Правильно выстроенная система управления всегда создает условия для развития академической свободы, но не наоборот. 

— Каков ваш личный виш-лист в наступившем году? 

— Мой вишлист очень простой. Проводить больше времени с семьей и друзьями. Гулять с моими любимыми собаками. Наслаждаться морем. Что касается пожелания самой себе на весь следующий год — как говорят моряки, «чтобы волной не накрыло».  В прошлом году я впервые ходила под парусом. Это совсем другой опыт, ведь у яхты нет мотора. Суть управления яхтой чувствовать движение волны и ветер. Быть частью стихии, но идти к своей цели.