• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Егор Королев: «Мы будем готовить не просто авторов, но и организаторов диалога в обществе»

В Питерской Вышке открывается новая программа бакалавриата «Медиакоммуникации». Академический руководитель программы Егор Королев рассказывает, чем она отличается от журналистики, какие тематические треки предлагает и кем будут работать выпускники.

Егор Королев: «Мы будем готовить не просто авторов, но и организаторов диалога в обществе»

Фото НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург / Степан Лихачев

Междисциплинарность

Открывая специальность, связанную с медиа, нельзя отставать от того, что происходит в мире медиа. Выпускники должны быть востребованы на рынке. Сегодняшний рынок таков, что ему нужны специалисты с компетенциями более широкими, чем дает классический факультет журналистики. Сегодня журналистов готовят в 136 российских университетах, программа «Медиакоммуникации» реализуется лишь в 16. Очень не хватает людей именно в области медиакоммуникаций, которые мы понимаем максимально широко —  как возможность оформить спектр мнений и организовать общественную дискуссию вокруг них.

Очевидно, что времена классической журналистики прошли. Сегодня в поисках ответа на любой вопрос —  куда съездить в путешествие, какую квартиру снять, в какой ресторан пойти —  мы просто включаем телефон и по поисковому запросу получаем спектр ответов с сайтов, из тематических групп в социальных сетях и чатов в мессенджерах. Это может быть связано с журналистикой лишь частично или не связано совсем.

При этом зачастую группы по интересам довольно обособлены, тогда как важно сделать шаг за границу узких интересов и наладить диалог в точке пересечения с интересами других. Например, группы велосипедистов часто ведут свои сообщества именно для велосипедистов и не настроены на диалог с водителями или с мамами с колясками, с которыми они делят пространство тротуара. Они практически всегда «про себя», не «про диалог» — и так себя ведут многие нишевые сообщества. Нам бы хотелось закрыть тему коммуникации сообществ за счет внедрения в диалог людей, которых мы называем модераторами, — профессионалов с медианавыками, в том числе журналистскими, которые могут встать над схваткой, быть модераторами и устроителями общественных дискуссий на самые разные темы.

Мы отталкиваемся от медиаинструментов именно как от инструментов. Студент должен научиться работать с текстом, видео, аудио, картинкой: написать текст, снять ролик, записать подкаст, сделать лонгрид. То есть базовые вещи обязательны, но этого мало. Важно научиться выстраивать коммуникации между различными социальными группами, между бизнесом, властью и обществом, уметь предложить: «Давайте попробуем услышать друг друга, попробуем сделать совместный проект велосипедистов с автомобилистами, позовем туда власть, организующую велодорожки, и поймем, как сделать городское пространство удобным для всех».

Запуская программу, кампус отталкивается от того, что востребовано, на что существует общественный запрос и где нужны молодые квалифицированные специалисты.

Тематические треки

Для того чтобы со знанием дела организовать диалог в той или иной сфере, нужно погружаться в эту сферу прямо на старте профессионального пути —  не дожидаясь магистратуры, со второго курса бакалавриата. Мы предлагаем студентам актуальные тематические траектории, которые через 4‒5 лет сохранят свою актуальность и будут еще развиваться. Выбрали три темы общественного сектора, внутри которых есть много вопросов к медиа, потому что на рынке появляется много новых интересных проектов, а с медиа работать мало кто умеет.

Первый тематический блок посвящен локальным сообществам. Сюда как раз попадут те условные велосипедисты, которые сидят в своей локальной теме, общаются между собой и не умеют выйти из узкого круга. Люди объединяются в локальные сообщества по самым разным критериям: родители, соседи, жители Васильевского острова и др. Они сидят в своих пабликах и взаимодействуют друг с другом на том уровне, на котором умеют, потому что у них разные профессии. От таких сообществ есть четкий запрос на человека, способного не просто организовать smm, а формировать сообщество, находить общие ценности и выстраивать диалог. На уровне соседей кому-то нужна парковка, а кому-то детская площадка —  как им услышать друг друга? Здесь нужны медианавыки.

К локальным сообществам мы также относим людей, занятых в некоммерческом секторе, в том числе в сфере благотворительности. Там очень не хватает тех, кто делал бы интересные проекты и за счет просветительства расширял аудиторию. Активный гражданский сектор также нуждается в специалистах, которые смогут доходчиво, ясно, на языке привыкшей скроллить соцсети аудитории достучаться до нее.

Второй блок посвящен развитию городской среды и довольно тесно связан с локальными сообществами. Пространство города сегодня активно меняется с точки зрения повседневной жизни, цифровизации, благоустройства, и урбанистика отнюдь не сводится к общественным пространствам. Зачастую некоторые темы этого блока развиваются быстрее не в Петербурге, а в других регионах, там есть интересные и полезные примеры. Последние два года активно растет и нуждается в людях тема локального туризма, связанная с историей городов и краеведением, например. Здесь очень нужен хороший контент, который сейчас зачастую делают профессиональные краеведы или историки, но они вовсе не должны уметь это делать. Отдельный вызов —  связать, например, краеведов и застройщиков. Такая связь, казалось бы, неочевидна, но при хорошо налаженном диалоге в выигрыше окажутся обе стороны —  краеведы сохранят преемственность места, а застройщики получат дополнительные репутационные очки за бережное отношение к наследию.

Третий блок —  это культура. Сегодня не только большие музеи, но и маленькие, и самые разнообразные галереи и культурные пространства пришли в информационное поле, но тоже далеко не все и не всегда могут сделать хорошо. Нужны те, кто сумеет организовать трансляцию или, например, собрать людей, которые не ходят в театр, на какой-нибудь новый фестиваль. Или классический музей хочет сделать проект, благодаря которому о нем узнает молодежь. При этом они даже могут не рассчитывать, что молодежь к ним придет, но хотели бы, чтобы она узнала что-то об истории и экспонатах в соцсетях.

Погрузившись в эту тематику, выпускники бакалавриата смогут на следующем шаге углубить погружение за счет магистратуры по политологии, искусствоведению, урбанистике и проч.

Компетенции

Мы хотим подготовить для обозначенных сфер не просто авторов — корреспондентов или обозревателей, а людей, способных руководить связанными медиапроцессами. Сегодня мало написать текст, выложить его и ждать отклика — надо его спродюсировать, запартнерить и «продвинуть», а также проанализировать предварительные и итоговые данные. Поэтому мы будем учить и смыслам, и навыкам продвижения, обеспечивающим повышение узнаваемости и монетизацию, и аналитике. Планируем готовить компетентных специалистов, которые не просто напишут пост, но могут придумать осмысленный проект, интересный для разной аудитории, на котором заказчик сможет заработать себе репутационные и финансовые очки.

Проектная деятельность —  это важный акцент программы. Студент должен научиться быть организатором коммуникационного проекта, внутри которого, во-первых, есть участники, во-вторых — есть текст как путь их объединения, и в-третьих — комплекс коммуникационных и организационных мероприятий. Потенциально мы видим подходящими для выпускников вакансии редакторов, продюсеров, менеджеров медиапроектов.

Партнерства

Открывая программу, мы предполагаем тесное сотрудничество с коллегами из московского кампуса Вышки, ведь именно Вышка стала первым университетом, создавшим направление подготовки «Медиакоммуникации» в России. Часть дисциплин учебного плана будет организована в рамках межкампусного взаимодействия в смешанном формате —  общие лекции в онлайне и отдельные семинары для каждого кампуса. Система, при которой четверть дисциплин является общей для всех кампусов НИУ ВШЭ как «цифрового университета», была внедрена в образовательный процесс в 2020/21 учебном году и получила хорошие отклики ведущих курсы преподавателей. Кроме дисциплин общего цикла, в таком формате реализуются также и курсы по выбору, и майноры (на 2‒3-м курсах).

Под заявленные тематические траектории планируем привлекать к преподаванию и проектной деятельности занимающихся медиа практиков. Среди них —  представители благотворительного фонда AdVita, Большого театра кукол, Русского музея, интернет-издания «Бумага» и «Петербургского дневника», объединяющего сайт, социальные сети и ежедневную газету.

Планируем также изучать широкий международный опыт в интересующих нас сферах и взаимодействовать на этой площадке с известными медиашколами и отдельными экспертами. Пока встраиваем это внутрь учебного плана на уровне анализа: что сегодня происходит в мире медиа от Скандинавии и Бразилии и от Австралии до Кореи и Гонконга, когда и в связи с чем появляются новые форматы работы с аудиторией. Важно, чтобы была прочная исследовательская база, без этого мы не сможем подхватить новшества или придумать свой формат.

Конечно, в перспективе мы хотим отправлять наших студентов в зарубежные вузы по программе международной мобильности, чтобы изучать их опыт работы с редакциями и иными организациями в рамках общественной повестки. У наших ближайших соседей в Хельсинкском университете и странах Балтийского региона происходят интересные вещи, которые можно и нужно анализировать.

Личный опыт

В целом концепция программы во многом базировалась на анализе жизненного пути собратьев-журналистов и попыткой выяснить, в какой точке находятся мои коллеги и я сам. Оказалось, что мы уже давно не занимаемся журналистикой в чистом виде — даже те, кто вполне успешно продолжает работать в классических медиа.

Я в свое время закончил специалитет факультета журналистики Волгоградского университета, а потом магистратуру по политической журналистике СПбГУ. После нее мы с друзьями-коллегами выиграли грант и запустили медиапроект «Политграмота», которым бодрили политическое пространство целого города. У нас был сайт, где писали про политику (я был редактором), а еще мы проводили политические дебаты, но не в скучных казенных помещениях, а в барах Петербурга. Это было задолго до того, как у нас хотя бы начали говорить о том, что журналист должен зарабатывать «событийкой» и уметь все это проводить. Это был очень успешный стартап, распространившийся по всему Северо-Западу —  по нашим лекалам ребята проводили дебаты в Пскове, Новгороде, Архангельске и Петрозаводске. Вполне успешный первый опыт организации события, договоренностей с людьми, модерации дискуссий и в целом выхода в реальное поле.

Позднее, когда уже после аспирантуры я преподавал на журфаке СПбГУ и писал для разных изданий, я еще завел «ВКонтакте» блог «Редкий Петербург»: локальное сообщество, посвященное городу, с живой аудиторией более семи тысяч человек. Теперь у меня есть опыт, как такое сообщество собрать и сделать его интересным.

Также интересным считаю свое участие в проекте комитета финансов Санкт-Петербурга «Твой бюджет» (в 2021 году Питерская Вышка реализует этот проект в школах города. —  Прим. ред.). Включился в него сначала как житель города, а потом меня позвали туда модератором общественных дискуссий. В течение нескольких месяцев мы с людьми всех возрастов и профессий —  гражданскими активистами или просто неравнодушными —  должны были придумать какие-то полезные для города идеи, оформить их в проекты, организовать взаимодействие с чиновниками и довести ситуацию до того, чтобы эти проекты были профинансированы из городского бюджета. Это вообще никак не связано с журналистикой, но связано с темой развития города. Там мне очень пригодились навыки работы с людьми, выстраивания диалога и модерации общественных дискуссий, позволяющих обнаружить, что среди чиновников есть те, кто внимательно относится к запросам горожан, а среди жителей есть не только те, кто критикует власть, но и те, кто предлагает здравые идеи. В итоге удавалось договориться, что все участники диалога имеют основания для своего мнения, а город —  он разный. Проект продолжается, в него может прийти любой.

То же самое происходит и с моими однокашниками —  последние годы многие сидят в определенных нишах, отвечающих их интересам, и используют там свои навыки.

Целевая аудитория

Мы будем готовить людей для российской повестки и держать в уме повестку региональную. Хочется организовать все так, чтобы студенты проходили практику не только в петербургских изданиях или организациях, но также и в других регионах, а выпускники не только искали себя на рынке труда Санкт-Петербурга, но и возвращались в свои регионы, потому что в Казани, Томске и Екатеринбурге, например, есть много интересного в сфере медиа, есть деньги на развитие комфортной городской среды в рамках госпрограмм, а также есть запрос на специалистов-коммуникаторов.

Конечно, не возбраняется стремиться работать в федеральных медиапроектах, но в первую очередь нам бы хотелось, чтобы в Петербурге и регионах появлялись интересные проекты по развитию городов, культурных институций и локальных сообществ. Это наше магистральное направление.

Мы приглашаем абитуриентов, проявивших интерес к данному направлению уже в школе, —  тех, кто занимается волонтерской деятельностью, сортирует мусор и собирает пластик, помогает животным и чего только не делает еще. Эти школьники неравнодушны, и они не только делают, но и ведут свои блоги на разные темы. Вот таких людей мы ждем —  тех, кто сможет представить свое портфолио и показать: в своем блоге или в школьной газете я уже рассказываю, как и за что  люблю кино, музеи или животных, или выступаю против домашнего насилия. Хочу делать просветительские проекты, менять мир к лучшему.

Приходите, мы научим.