• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ловушки глобализации» в политологии, экономике и праве

Состоялась вторая сессия Зимней школы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, общей темой пленарных заседаний которой стала проблема глобализации как идеологического концепта, помогающего международным элитам достигать политического и экономического преимущества в глобальных масштабах.

Состоялась вторая сессия Зимней школы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, общей темой пленарных заседаний которой стала проблема глобализации как идеологического концепта, помогающего международным элитам достигать политического и экономического преимущества в глобальных масштабах.

Отличительной чертой двух рабочих дней Зимней школы стала усиленная пленарная программа, включившая сразу четыре публичные лекции как отечественных, так и зарубежных ученых. Случайно или нет, но три из них описывали механизмы и последствия глобализационных процессов в мире.

Субботний день работы Зимней школы открывала профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Ольга Малинова, ее лекция «Инструменты социально-научного познания: понятия, теории, гипотезы, модели»была посвящена подробному анализу вопросов в основе научного исследования. Последовательно, от слайда к слайду, профессор Малинова раскрывала исследовательскую кухню, сосредоточив логику дизайна научного проекта вокруг научных вопросов, удобных инструментов осознания реальности.

Ольга Малинова разделяет исследовательские вопросы на несколько типов. Вопросы типа «Что?» (английский вариант — What?) ориентирует научный проект на сбор, анализ и описание данных, на исследование того, как обстоят в этой области дела на самом деле. Работая с исследовательскими вопросами этого типа, ученый применяет индуктивную стратегию, изучая частные случаи, приходит к общим выводам. Вопросы типа «Как?» политолог разделяет на два вида. В первом случае ученый изучает дискурсы и социальные практики, выясняя, что они значат для акторов, которые ими занимаются, во втором случае речь идет о прикладных исследованиях, в ходе которых исследователь изучает процессы и практики с целью их оптимизации.

Профессор университета Тулейн (США) Реймонд Тарас, американец польского происхождения, говорил о мифах и иллюзиях политики, о том, как концепты типа глобализации, общего блага, габитуса, классовых интересов и т. п. помогают реализовывать экономические и политические интересы международных элит и приводят к ситуации, когда 85 человек владеют ресурсами 3,5 млрд человек, подобного разрыва между богатыми и бедными никогда в истории еще не было. На одном из слайдов американских профессор привел высказывание социолога Никоса Пуланзас: «Сегодня интересы интеллектуалов состоят в продвижении идеи глобализации», подчеркнув ответственность интеллигенции, о которой другой политолог — Хобсбаум сказал, что «нужно озаботиться ее «ложным сознанием».

Организатором субботнего пленарного заседания стал коллектив отделения прикладной политологии, и по сути 15 февраля в рамках Зимней школы стал днем политологии. Однако аудитория публичных лекций, которых привлекли и имена лекторов, и темы заявленных выступлений, оказалась смешанной, послушать ученых пришли юристы, экономисты, социологи, менеджеры, даже несмотря на то, что в субботу большинство информационных стендов магистерских программ не работало.

Последний день четырехдневного зимнего марафона оказался настолько содержательным, что начало пленарного заседания перенесли на час вперед. Научный руководитель юридического факультета и судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев на днях стал ординарным профессором НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, вторым человеком в кампусе после историка Евгения Анисимова, получившим это почетное звание. Его лекция «Право и экономика» была посвящена необходимости выработки юристами в себе стереомышления, которое гармонично сочетало бы и стремление к соблюдению законности, и рациональное экономическое отношение к реальности. Последовательно раскрывая перед студентами логику юриста и логику экономиста, профессор Гаджиев показал противоречия между этими двумя системами мировоззрения, «пагубные последствия специализации знаний» по Хайеку.

В качестве примера Гадис Гаджиев рассказал фабулу дела, которое недавно рассматривалось в Конституционном суде. Лизинговая компания заключила договор с предпринимателем из Екатеринбурга, которому арендовала оборудование по боулингу. Выплатив треть от его стоимости, предприниматель сообщил компании о своих финансовых затруднениях, которые не позволяют ему платить по обязательствам. Лизингодатель потребовал оборудование обратно, но, обнаружив его не пригодное уже ни для чего состояние, подал на нарушителя контракта в суд. Суд принял сторону предпринимателя, обязав компанию не только вернуть деньги, но и выплатить штраф за «неправомерное обогащение». «После этого решения, — оформил комментарием свой рассказ судья, — я никому не стал бы рекомендовать заниматься лизингом, это просто невыгодно». По мнению профессора Гаджиева, если юристы, судьи, адвокаты осознают свою важную роль, то российское государство будет процветать. Развитие экономики зависит от юристов, мыслящих экономически.

Вслед за Гадисом Гаджиевым за кафедру зашла второй ординарный профессор, но от московского кампуса Вышки — Светлана Авдашева. Яркая и профессиональная, она моментально захватила внимание аудитории и уже ни на секунду не выпускала до самого конца своего выступления. Экономист рассказала о том, как формируются цепочки стоимости, как вовлекаются участники в эту цепочку, какие нормы и договорные отношения между ними действуют. Какие механизмы и игры существуют в их взаимодействии, как стороны повышают свою переговорную позицию при обсуждении условий сотрудничества. И как получается, что работники, собирающие кроссовки Nike, имеют доход ниже стоимости одной пары кроссовок. «Социологи могут рассказать много плохих историй о том, каким жестоким может быть наказание, если контрагент не выполнил свои обязательства. Эксплуатация в рамках той или иной цепочки стоимости вполне реальна, и юристы здесь на передовой, добиваясь хороших контрактов», — завершила свою блестящую лекцию профессор Авдашева.

В ходе последней сессии Зимней школы коллективы магистерских программ старались рассказать и показать лучшее. Социологи пригласили профессора Эдуарда Понарина прочитать лекцию о субъективном благополучии и о факторах, которые определяют уровень счастья у россиян. Политологи провели деловую игру «Парламентские дебаты», в ходе которой две команды — «Правительство» и «Оппозиция» — обсуждали роль бюрократии в политике. Роман Боярков, ведущий игры, отметил выступление двух студенток из Иркутского госуниверситета, которые приехали в Санкт-Петербург специально для того, чтобы принять участие в Зимней школе Вышки. На стенде МП «Экономика впечатлений» ее научный руководитель Валерий Гордин презентовал как магистерскую программу, так и исследовательскую повестку в Лаборатории экономики культуры. Студентов интересовали возможности программы по организации зарубежных стажировок, профессиональной практики, также они интересовались, чей опыт лег в основу образовательной программы «Экономика впечатлений».

В рамках презентации магистерской программы «Финансы», наиболее популярной среди абитуриентов, силами сотрудниц кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Елизаветы Марковской и Натальи Тюльковой была проведена деловая игра «Принятие инвестиционных решений». Экономисты из МП «Прикладная экономика и математические методы» организовали дискуссию по истории экономической мысли, мастер-класс по имитационному моделированию в экономике и встречу абитуриентов со студентами и выпускниками магистерской программы. Презентуя программу «Адвокатура», юристы Вышки решили сделать акцент на академическом диалоге с гостями своего стенда. Общей сложностью силами преподавателей магистерской программы было проведено четыре лекции, посвященные различным аспектам адвокатской практики.

Подготовила Татьяна Чернова, фотоотчет Анастасии Васильевой