Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 198099, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, к. 305, (ст. метро «Нарвская»).
Тел/факс: (812) 785-25-40 учебный офис
Власова Ольга Леонидовна
E-mail: ovlasova@hse.ru
Статья посвящена памяти проф. В. Кравица и содержит описание его творческого пути, идей и научного наследия
Проблемный момент формального понимания законности и формального подхода к толкованию правовых текстов заключается в том, что далеко не всегда некий правовой текст (например, статью закона и т.п.) можно понять только по его буквальному смыслу, т.е. через лингвистический смысл формулировок, использованных в таком тексте. Во многих случаях эти формулировки оказываются неудовлетворительными и требуют «творческой интерпретации» или нахождения их «истинного смысла», под которым понимается тот смысл, который «хотел, но не смог вложить законодатель» в соответствующую норму. Применительно к вопросу о предмете толкования таким предметом является предполагаемая «воля законодателя», но не воля фактически голосовавших за или против законопроекта депутатов. Речь идет о конструировании некоей идеальной когнитивной единицы (воли законодателя или суверена, интересов общества или народа, и т.п.) и приписывании этой единице нормативного значения, то есть способности своей волей устанавливать правила и принципы поведения.
Монография профессора права Ноттингемского университета К.С. Черчеля «О юриспруденции государственного коммунизма: право и неудача революции», вышедшая в 2018 г., отличается от книг и статей, написанных в первые годы после падения социалистических режимов в странах Центральной Европы, когда интеллектуалы этих стран восторженно принимали западные идеалы, кляня недавнее социалистическое прошлое и его идеологическое наследие. К.С. Черчель пытается переосмыслить историю авторитаризма в Румынии, своей родной стране, обращаясь к изучению питавшей его формально-юридической идеологии. Идеи советского правоведения кардинальным образом не отличались от дискурса о праве, характерного для эпохи модерна, — в перспективе этих идей формальная и процедурная определенность правил (режим законности) противостоит содержательной правомерности исключений из действия правил во имя некоторых «высших начал». Такие «высшие начала», обусловливающие легитимность закона, по-разному формулировались в западном и коммунистическом правовых дискурсах, но оба они, тем не менее, были основаны на этой дуалистической парадигме понимания права.
Анализ межвоенных философско-правовых идей К.С. Черчель помещает в достаточно интересную перспективу психоанализа, доказывая, что все теоретические попытки объяснения права через его соотношение с государством были своего рода психологической защитой классической юридической мысли от революционных потрясений первых десятилетий XX в., психологическим механизмом замещения и вытеснения из сознания тех социальных фактов, которые подрывали сами основы этой мысли и демонстрировали триумф политического насилия над юридическим порядком. Анализ послевоенного правового и государственного строительства в Румынии, демонстрирует, как широкие дискреционные полномочия позволяли создавать систематические исключения из действия правил во имя народа, страны и государства, что оказалось весьма полезно для набиравшего силу авторитаризму.
В 2018 г. вышла в свет монография Ф. Фельдбрюгге «История российского права: от древних времен до Соборного уложения царя Алек- сея Михайловича 1649 г.». Работу профессора Фельдбрюгге отличает иссле- довательская глубина и методологическая корректность. Ему удалось проблематизировать использование ключевых понятий юридического языка, задействованных в исследовании средневекового российского права. Важным представляется и учет отличий средневекового правового мышления от современного. Ф. Фельдбрюгге на исторических примерах показывает, что в средневековом обществе юридическое находилось во взаимосвязи с иными регулятивными механизмами и не выделялось в отдельный блок представлений в синкретическом мышлении средневекового человека. Автор рецензируемой монографии отстаивает функциональный подход, согласно которому первичными признаками права выступают сложившиеся процедуры урегулирования спо- ров. Эти процедуры затем могут фиксироваться в документах и гарантироваться организованной политической властью, что объясняет включение в число юридических тех норм и институтов, которые формировались в рамках церкви, общины, торговых союзов и проч., не имея при этом официальной поддержки или признания со стороны средневекового государства.
Сборник включает в себя материалы Межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых «Правовая карта мира: попытки начертания (теоретические, исторические и практические аспекты)», состоявшейся на базе юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург 13–14 апреля 2018 года.
Вопрос о ценностных основаниях права обычно рассматривается в идеалистическом плане – как вопрос о том, какими идеями, целями и представлениями человек подвигается на правомерное поведение либо удерживается от неправомерных поступков. Такая постановка вопроса корректна, но она не исчерпывает собой проблематику ценностей в праве. Этимологически исходным смыслом самого термина «ценность» является цена, стоимость, экономическое значение некоего объекта. И уже в лингвистически вторичном смысле «ценность» указывает на идеальное измерение этого объекта в плане достижения неких це-лей. В этой перспективе ценностные основания не обязательно означают высшие цели – такими основаниями для права могут быть вполне прагматичные соображения, в том числе экономической выгоды. Вопрос о ценностях в праве может обсуждаться двояко: и как вопрос об экономической цене того или иного поступка, и как вопрос о высших, конечных целях этого поступка. Между этими двумя аспектами нет непроходимой границы, поскольку с практической точки зрения поведение человека определяется, как правило, обеими аспек-тами. В настоящей работе кратко рассматриваются методологические вопросы изучения ценностных оснований права в русле экономическо-го анализа права.