• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как «Экономика впечатлений» туристов на Соловках изучала

С 1 по 8 июля прошла третья Летняя школа на Соловках, посвященная разработке проектов по развитию Соловецких островов. Преподаватели и студенты "Экономики впечатлений", а также сотрудники Лаборатрии экономики культуры приняли активное участие в данном проекте.

С 1 по 8 июля прошла третья Летняя школа на Соловках, посвященная разработке проектов по развитию Соловецких островов. Школа была организована три года назад Северным Арктическим федеральным университетом имени М. В. Ломоносова (САФУ), а через год к проекту присоединилась Высшая школа экономики (ВШЭ). В этом году состав участников дополнился группой славистов из Берлинского университета имени Гумбольдта.
За время работы Летней школы участники имели возможность полностью погрузиться в особенности жизни на Соловецком архипелаге. В первой половине дня были организованы лекции от специалистов различных областей: историков, урбанистов, биологов, социологов, специалистов по инфраструктуре, филологов, проектных менеджеров. Все выступления были посвящены применению разных научных подходов к развитию Соловецких островов. Вторая половина дня была посвящена экскурсиям, благодаря которым студенты и преподаватели смогли осознать историческую ценность Соловков и их природную уникальность. Также каждый день выделялось время для проектной работы. Особо стойкие могли посетить мастер-классы по северной росписи и гончарному делу и.т.д. Такое погружение в контекст позволило участникам серьезно подойти к разработке проектов по развитию территории Соловков и предложить действительно осуществимые проекты.
Выработка проектных решений для развития Соловецкого архипелага было основной целью Летней школы. Шесть групп вели полевую работу и работали в пяти направлениях:
  1. Анализ экологической обстановки в поселке Большой Соловецкий
  2. Социологическое исследование удовлетворенности разных типов туристов от пребывания на Соловках
  3. Проектирование экскурсий
  4. Разработка мобильных приложений для посещения объектов культурного наследия на Соловках
  5. Анализ инфраструктуры Соловков
  6. Сохранение исторической памяти о Соловках

Екатерина Сергеевна Шишова, сотрудник Лаборатории экономики культуры и преподаватель «Экономики впечатлений», совместно с доцентом кафедры философии и социологии САФУ Ольгой Николаевной Руссовой, руководили социологическим проектом, направленным на изучение туристических потоков Соловков. Помимо руководителей, команда социологов состояла из семи очень инициативных студентов и аспирантов ВШЭ и САФУ, которые не просто анкетировали, но и принимали непосредственное участие в создании опросника и далее будут обрабатывать данные.
      Основным методом сбора было анкетирование тех, кто приехал на Соловки (паломников, российских и иностранных туристов). Анкета включала 36 вопросов, которые делились на несколько тематических блоков: о том как туристы предпочитают проводить отпуск, что именно их привлекло на Соловках, удовлетворенности от предоставляемых сервисов и услуг, готовности вернуться на Соловки и порекомендовать их своим друзьям. В первые дни опроса стало понятно, что опрос туристов или паломников оказался не очень простым делом, поскольку этот тип респондентов почти всегда занят. Они торопятся на осмотр достопримечательностей, экскурсии, в храм. Уставшие от насыщенной экскурсионной программы они бегут на обед. В виду этого пришлось искать места и придумывать способы опроса туристов, готовых ответить на вопросы анкеты. Проще всего было опрашивать отдыхающих или ожидающих автобуса для отъезда на экскурсии или домой туристов. Поскольку участникам Летней школы очень повезло с погодой - было тепло и солнечно – то сбор данных удавался на пляже или в палаточном лагере. Важным источником получения анкет были теплоходные экскурсии. Люди, любующиеся морскими красотами и ожидающие не менее увлекательной экскурсии, были открыты общению с социологами и даже сами просили анкету для заполнения. По итогам сбора данных было получено 384 анкеты.
        К защите проектов были представлены первые результаты опроса. Среди исследованных анкет было опрошено 74% - туристов, 11% паломников, 15% командированных, гостей или сезонных рабочих.
         Для большинства (76%) это был первый опыт посещения Соловков. Во время подготовки к поездке значительная часть опрошенных консультировалась с друзьями и родственниками (39%) и 32% обращались к интернет-источникам. Помимо посещения экскурсий и достопримечательностей Соловков, респонденты отмечали, что они посетили кафе, занимались спортивными активностями (футбол, игры на свежем воздухе, купание), воспользовались услугами проката (велосипедов, квадроциклов), участвовали в богослужениях. В меньшей степени они посещали мастер-классы и благотворительную работу для монастыря.
        В рамках проведенного исследования удалось взять несколько глубинных интервью с сотрудниками экскурсионного центра и паломнической службы об основных отличиях формирования туристического продукта для разных типов туристов.
          Это только первые результаты исследования. Впереди ждет работа над отчетом и представление завершенного проекта в октябре в Архангельске.                

Студентка 1 курса Магистерской программы «Экономика впечатлений» Юлия Семенюкова о Летней школе на Соловках 2016:

«На Летнюю школу я поехала для того, чтобы погрузиться и изучить особенности религиозного туризма и паломничества, так как это близко соприкасается с темой моей курсовой работы. Также я никогда не была на севере, не видела Белого моря. Я почти не путешествую по России, поэтому любая возможность отправиться в путешествие внутри моей родной страны представляется мне отличным вариантом познакомиться с ней поближе. 
Небольшой опыт проживания в монастыре, в схожих условиях, у меня уже есть, и мне было интересно сравнить, как устроена жизнь на Соловках.
Самым интересным и запоминающимся для меня стала возможность общения с людьми, хорошо знающими остров: экскурсоводами, местными жителями, специалистами разных отраслей науки. Если бы я поехала на Соловки самостоятельно, думаю, что было бы сложнее познакомиться с таким количеством интересных людей и завязать столько контактов. За эту возможность большое спасибо организаторам.
Школа дала мне много полезных вещей. Во-первых, я на практике познакомилась с основными принципами ведения и составления интервью; во-вторых, при проектировании экскурсии по Соловкам я поняла, что, несмотря на определенный характер местности, продвигать её можно не только как религиозную дестинацию; в-третьих, я научилась работать в режиме "многозадачности" и спать по 3-4 часа почти не замечая усталости; в-четвёртых, хоть и не полностью, но я успела заметить насколько сильно отличается взгляд иностранных коллег на развитие Соловков. Я бы сказала, что результаты такого сотрудничества могут быть многообещающими. И это здорово. Ещё раз большое спасибо всем организаторам и преподавателям».