• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция магистерской программы

Актуальность

Название магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» отражает широту тех знаний и умений, которые приобретают ее выпускники. Название программы говорит о том, что местом их работы будет индустрия впечатлений - совокупность отраслей, деятельность которых направлена на создание впечатлений у потребителя. Какова технология создания впечатления, какие особенности деятельности можно выявить у организаций данной сферы и, самое главное, как сделать впечатление от потребленного товара или услуги положительным – именно этими вопросами занимается экономика впечатлений. Туризм, несомненно, одна из самых очевидных отраслей индустрии – за счет смены обстановки, языка, еды, всего, что нам привычно, мы практически мгновенно получаем новые эмоции – но это далеко не единственное направление, которому следует уделить внимание. Потребитель не всегда готов или имеет возможность отправиться в путешествие, более того, все чаще он хочет получать новые ощущения «здесь и сейчас». Ценность данной магистерской программы заключается в том, что студенты получат знания о том, как создать впечатления для потребителя в настоящий момент времени и, что более ценно в долгосрочном периоде, как сделать так, чтобы потребитель был готов отправиться за впечатлением куда-либо. Таким образом, выпускники программы будут иметь навыки непосредственного создания впечатлений, а также работы с различными организациями индустрии впечатлений.

Когда училась на 4-м курсе экономического факультета СПбГУ, а это был 2002 год, побывала на лекции - презентации книги B.S.Frey Arts and Economics про экономику культуры. Тогда поразили провокационные прогнозы лектора о том, что люди не будут ходить в театр, что все перейдет в видеоформат, деятельность организаций культуры и искусства изменится значительно. И еще заинтересовали возможности для изучения экономических процессов в развитии отрасли культуры. Поэтому свой выпускной диплом, а потом и кандидатскую диссертацию, писала по вопросам институциональных изменений в отрасли культуры. Наверное, до сих пор своим исследованием, сделанным тогда, горжусь больше всего. А потом уже в Высшей школе экономики мы познакомились с Валерием Эрнстовичем Гординым и стали искать возможности для развития проектов по экономике культуры в университете. Создание лаборатории экономики культуры, а позже и магистерской программы «Экономика впечатлений» – это очень значимый результат: создана команда профессионалов и возможности для сотрудничества с организациями, студентами, развития исследовательских и практико-ориентированных проектов. Наверное, стоит уточнить, что в бОльшей степени мы ориентируемся на изучение культурного туризма в рамках магистерской программы. Для нас важно сохранить фокус о роли культурных ресурсов и проектов в развитии территорий, и прежде всего за счет туризма.

Рынок творческих индустрий активно развивается, появляются новые сервисы для туристов, новые ниши для бизнеса, активно развиваются инструменты маркетинга, в том числе е-туризм. Программа построена так, что ребята получают навыки, необходимые для управления процессами организаций, продвижения различных проектов. Потенциальный работодатель для наших выпускников – любая организация культуры или творческих индустрий; компании в оказывающие услуги в сфере туризма и гостеприимства; организации, где востребован менеджмент событий. Кроме того, очевидно, что в указанных сферах сегодня актуальны предпринимательские инициативы в самых разных направлениях. Поэтому, многие из ребят могут реализовать собственные бизнес идеи, как некоторые из наших выпускников.Программа подразумевает значительную долю исследовательских практик и навыков для студентов. В течение двух лет обучения ребята участвуют в нескольких исследовательских проектах и реализуют индивидуальные работы. В качестве особенности программы, пожалуй, стоит отметить ее междисциплинарность, которая отражается в изучаемых дисциплинах и направлениях исследований.


Часть дисциплины «Методы научных исследований в индустрии туризма и гостеприимства», я читаю в первом модуле для 1–го курса. Этот курс позволяет студентам понять, что мы ожидаем от них в исследовательских работах, познакомиться с исследованиями в нашей области, с методами сбора и обработки данных. Обучение довольно традиционно, нужно много читать и обсуждать. Новая форма работы для меня и для студентов – это ведение практико-ориентированных проектов в рамках образовательных программ. Сейчас 6 человек с 1-го курса участвуют в проекте «Деревенская практика», который мы реализуем совместно с АНО «Творческие проекты Кайкино». Проект очень интересен, так как мы выезжаем в поселения Волосовского района, знакомимся с жителями и предпринимателями, с целью совместной разработки предложений и идей для развития поселений, в том числе направлений, связанных с туризмом. Участие в проектах или практика студентов в организациях позволяет готовить работы хорошего уровня.

Думаю, что мы заинтересованы развивать сотрудничество с компаниями в целях получения практических заданий от организаций и участия представителей различных организаций творческих индустрий и гостеприимства в качестве приглашенных лекторов. Эта работа уже идет, но процесс требует времени и поиска взаимных интересов со стороны компаний и университета.

В экономике впечатлений мы активно живем, и всем уже привычно платить за бренды и за символический капитал наших приобретений. Я посоветую книгу А.Долгина «Экономика символического обмена», Ф.Бегбедера «99 франков».

Мне очень нравится путешествовать по российским городам. Запомнились летние выезды в Выборг (там есть чудесное место – Сваргас - деревня викингов), впечатляют наши выезды сейчас в Волосовский и Ломоносовский район. Очень нравятся страны Балтийского региона.

Когда есть время, то с удовольствием хожу на выставки или концерты. Люблю те мероприятия, куда можно сходить всей семьей. С нетерпением ожидаю новогодних представлений в наших прекрасных театрах – Щелкунчик, Спящая красавица. Массовые уличные мероприятия люблю меньше.