• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Февраль

Советский кинематограф в сравнительной перспективе

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Давыдова Ольга Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Советское кино в сравнительной перспективе» знакомит студентов с основными вехами развития советского кинематографа, но сосредотачивается не столько на истории кино, сколько на том, какое место занимало кино в советской культуре в целом, и почему оно стало именно таким, каким стало. Помимо очевидной связи между кино и идеологией, мы поговорим о том, какие связи выстраивались между кинематографом и другими средствами репрезентации (например, фотографией, театральными практиками), как и какие настроения советского общества отражались в фильмах, какие линии сопоставления можно выстроить между кинематографиями СССР, США и Европы. Основная часть курса представляет ключевые линии развития советского кино в каноническом варианте, однако последние несколько занятий знакомят слушателей с более маргинальными и менее известными фигурами советского кино. Эти три case studies показывают, что советское кино далеко не так однообразно и консистентно, каким может показаться. Курс будет интересен тем, кто хочет расширить свои представления о советской культуре и посмотреть на уже знакомые исторические и культурные сюжеты через призму кинематографа. В качестве домашнего задания студентам будут предложены фильмы и тексты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – расширение и углубление представлений о советской культуре через призму кинематографа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых имен, фильмов, направлений советского кино
  • Умение анализировать киноматериал с опорой на общий историко-культурный контекст
  • Навык сравнительного анализа фильмов и других произведений культуры и искусства
  • Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для анализа кинематографических произведений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монтаж как идея: советское кино 1920-х
  • «Золотой век» советской музыкальной комедии и «золотой век» Голливуда
  • Героический нарратив в довоенном сталинском кино
  • Враг на экране: Холодная война в кино СССР и США
  • Кино «оттепели»: чувственный опыт на советском экране
  • Научная фантастика на экране: Павел Клушанцев
  • Авторская документалистика в СССР: Артавазд Пелешян
  • Советское экспериментальное кино: Владимир Кобрин
  • Советское кино в зеркале современного российского кинематографа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой написанный в свободной форме текст, посвященный анализу кино в контексте развития отечественной литературы. Это может быть анализ экранизации интересующего студента литературного произведения или анализ проявления в кино каких-либо мотивов, проявляющихся в литературе выбранного периода. Тему эссе студент выбирает самостоятельно. Объем эссе – 10-12 тыс. знаков.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с содержанием курса и с вопросами, обсуждавшимися в ходе курса. Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Во время подготовки к ответу по билету студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Храмов, В. (2009). Советское кино как феномен советской культуры. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A41A6A3

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ХРЮКИН Д.А. (2017). «Жанр» Как Ключевая Проблема Советского Кинематографа 1968-1985 Гг. Государство, Кинематографисты, Зритель. Историческая и Социально-Образовательная Мысль, (2–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17015735