• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы филологических исследований

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Бреслер Дмитрий Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Теория литературы, бурно развивавшаяся в разных странах в XIX-ХХ вв., породила ряд глубоко разработанных и плодотворных методов филологического исследования, многие из которых значимы для общей теории словесной культуры. В предлагаемом курсе, в отличие от большинства других курсов теории литературы, приняты два оригинальных принципа: 1) изложение носит не догматический, а критический характер, то есть сопоставляются различные методы, концепции и филологические дисциплины (риторика, нарратология и т.п.) и демонстрируются их сильные и слабые стороны, пределы применимости; 2) обсуждаются не абстрактные схемы той или иной школы или дисциплины («теория русской формальной школы», «теория французского структурализма»), а их применение в исследовании конкретных проблем теории литературы («формалистическая теория литературного быта», «лингвистическая и риторическая концепция литературного стиля»). В соответствии с современными методами истории идей, анализируются не только эксплицитные понятия и схемы, но и имплицитные познавательные метафоры, лежащие в основе той или иной концепции. Теоретическое изложение иллюстрируется примерами – анализом текстов или фрагментов текстов художественной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Критическое освоение методов и рабочих категорий современной теории литературы и повышение уровня филологической компетенции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет нарративными структурами и фигурами: актантная структура, временные трансформации, фокализация
  • Знает три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Понимает онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы.
  • Имеет представление о динамике стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней.
  • Имеет представление о фигурах стиля, их современной (лингвистической) классификации и их динамическом развитии в литературе: редукции, лексикализации, взаимопревращении.
  • Имеет представление о филологии как научном проекте современной эпохи. Знает прескриптивные и дескриптивные методы.
  • Понимает гетерогенность понятия литературы. Понимает литературный быт и институт литературы.
  • Понимает парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры
  • Имеет комплексное представление о литературной эволюции, его биологических корнях. Понимает методический переход от исторического к географическому описанию больших масс текстов.
  • Имеет представление о писательской биографии как факте социального существования современной литературы; модели ее формирования. Понимает значение авторской личности и ее несводимости к биографическому «сочинителю».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критика
  • Автор
  • Текст
  • Стих
  • Стиль
  • Рассказ
  • Референция.
  • История.
  • Литература
  • Филологические знания в педагогике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190