«Желаю всем, кого интересует политология и регион, пройти этот интересный путь»
В этом году Екатерина Мельникова окончила магистратуру «Сравнительная политика Евразии». За время учёбы она съездила по академической мобильности в Китай, приняла участие в полевых исследованиях и совмещала учёбу с работой. Сейчас выпускница решила продолжить свой академический путь в аспирантуре. О том, как учёба помогает расти и открывать новые горизонты — читайте в интервью.

О выборе магистратуры
Я окончила бакалавриат по востоковедению в Питерской Вышке: изучала китайский язык и социально-политические процессы в странах Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Мой научный интерес был связан с взаимодействием Китая со странами Центральной Азии: я исследовала цифровую дипломатию КНР в этом регионе, а также образы и репрезентации этих стран в китайских социальных сетях и медиа.
В процессе написания научных работ я всё чаще понимала, что более глубокое знание политических процессов именно стран Центральной Азии значительно усилит мой анализ. Поэтому, когда пришло время выбирать дальнейший путь, я решила поступать в магистратуру на программу «Сравнительная политика Евразии», чтобы дополнить востоковедческий бэкграунд теоретическими основами политической науки и лучше понять региональные процессы.
Мне нравилось учиться в Питерской Вышке, поэтому в первую очередь я посмотрела, какие магистратуры есть у нас. Сравпол объединял всё, что мне было важно: широкую региональную перспективу и фокус на интересующем меня направлении.
Об учёбе на программе
Отличительной особенностью исследовательского трека была возможность свободно выбирать любые курсы, представленные в рамках программы. В то время как студенты других треков подбирали дисциплины из определённого пула, мы могли формировать свою учебную траекторию максимально гибко.
У нас были лекции и семинары, всегда сопровождаемые живыми дискуссиями, а также проектная работа. Например, на семинаре по качественным методам мы с командой проводили интервью с иностранными студентами Вышки: искали респондентов, беседовали с ними, транскрибировали и анализировали собранный материал. Этот реальный исследовательский опыт оказался очень полезным и точно пригодится мне в будущей самостоятельной работе.
Особенно мне запомнился курс Digital Politics, который вёл Ю. А. Кабанов. Мы обсуждали влияние современных технологий на политические процессы, цифровизацию государственного управления и публичных услуг.
Другим крайне интересным для меня стал Core seminar "Key Issues and Methods in Post-Soviet Area Studies", который вёл А. В. Стародубцев. Это обязательный курс для всех студентов программы, но для каждого трека он имеет свой акцент.
Мы разбирали базовые теории и подходы политической науки, применяя их к реальным кейсам постсоветского пространства. Формат занятий строился вокруг дискуссий — можно было задавать любые вопросы, сомневаться, спорить. Часто обсуждение продолжалось и после пар: настолько живой и насыщенный материал нам подбирали.
За время обучения я получила сразу несколько ценных навыков — это и теоретические знания по политологии, и более глубокое понимание региона, и практические умения в области качественного анализа данных. Кроме того, я освоила инструменты политического анализа (policy analysis). Каждый из этих элементов стал важной частью моих профессиональных компетенций.
Об учебе на английском языке
Конечно, в начале было непросто переключиться на другой язык. Общение на английском не заканчивалось с последним занятием — оно продолжалось и во время подготовки совместных проектов с одногруппниками.
Со временем уровень английского значительно вырос, как и навыки свободной презентации и ведения дискуссий на академические темы. Особенно это чувствовалось во время защиты ВКР: за двадцать минут нужно было не только понятно и интересно рассказать о своём исследовании, но и уверенно ответить на вопросы комиссии. И с этим отлично справлялись все выпускники.
Если в начале обучения английский казался скорее вызовом, то во второй половине появилось ощущение: «Вот это я могу!».
Об академической мобильности в Китае
По первому образованию я китаист. Во время мобильности в бакалавриате из-за пандемии мне пришлось учиться онлайн, поэтому в магистратуре я без раздумий подала заявки в несколько университетов Китая — хотелось «наверстать» опыт проживания в стране. Я прошла в университет Xi’an Jiaotong Liverpool University, где провела один семестр.
Я выбрала курсы China’s Social Governance, Global Transformations and Crises, Contemporary Chinese Media, а также курс китайского языка. Дополнительно по договорённости с преподавателем посещала занятия по курсу International Relations после своих основных пар. Я переживала, что курс по современным медиа могут не утвердить на программе, так как напрямую он не связан с политологией. Но с учётом моего фокуса на анализ медиа и социальных сетей руководитель программы поддержал мой выбор, за что я ему очень благодарна.
Курс оказался крайне полезным. Я получила множество инсайтов о структуре и функционировании современных китайских медиа. Часто задавала вопросы одногруппникам, старалась фиксировать всё интересное, что звучало на занятиях, — уходила с полными заметками в телефоне, а потом искала упомянутые названия, события или программы в интернете. Позже я стала замечать, как эти темы всплывают и в политической жизни Китая — и с радостью осознавала, что они мне уже знакомы.
О новых открытиях
В академическом плане было особенно интересно изучать китайский взгляд на политологию и международные отношения. На занятиях мы разбирали концепции, сформировавшиеся именно в Китае и малоизвестные за его пределами. При этом для меня как политолога-китаиста они оказались очень ценными.
Одним из самых ярких впечатлений стало полевое исследование в Нанкине, где зародилось протестное движение против реновации. Вместе с преподавателем и группой мы ездили по районам города, изучали различные кейсы реновации и общались с местными жителями. Было по-настоящему интересно изучать «на местах», как работает внутриполитический процесс.
Так как я приезжала с базовым пониманием жизни в Китае, многие шокирующие вещи для меня были ожидаемы и скорее вызывали ощущение «Вау, я наконец-то это проживаю и вижу своими глазами». Однако некоторые вещи все же удивляли. Например, китайцы очень рано встают, а уже в восемь вечера кафе и магазины начинают закрываться. В десять город засыпает. В России в это время у нас только заканчивались вечерние пары в магистратуре. Но вскоре я привыкла к такому ритму, и это перестало вызывать трудности.
После учёбы в Китае я, безусловно, стала лучше понимать китайцев — как в языковом плане, так и с точки зрения менталитета. Курсы по политике Китая, международным отношениям и медиа помогли глубже понять, почему Китай действует именно так, особенно в контексте Евразийского региона. Я начала лучше понимать логику и мотивацию, стоящие за его внешнеполитическими решениями.
Этот академический опыт показал, насколько широки возможности в научной сфере. Общение с зарубежными исследователями и учёными только усилило мой интерес к науке. По возвращении эта мотивация помогла успешно написать выпускную квалификационную работу и подтолкнула меня принять участие в конкурсе научных работ молодых учёных, проводимом РАН. В результате моя работа была отмечена премией, что стало для меня важным достижением и значимым пунктом в портфолио.
Про планы на будущее
Учебный офис и руководители программы часто делились с нами возможностями для стажировок. Однако в тот период я занималась переводами с китайского языка и готовилась к поездке по академической мобильности, поэтому не откликалась на эти предложения.
При этом совмещать учёбу с работой было вполне комфортно: занятия начинались не раньше четырёх часов дня, и оставалось достаточно времени и для подготовки к занятиям, и для работы.
Благодаря обучению на исследовательском треке и нахождению в академической среде, которую формировала программа, я поняла, что хочу развиваться как исследователь. Именно поэтому я поступила в аспирантуру. Мне действительно близка та академическая атмосфера, которую создаёт университет, — мне нравится проводить исследования, погружаться в темы, работать с источниками.
Обладая знаниями, полученными на Сравполе, — в том числе в области политики Китая и понимания Евразийского региона, — я решила продолжить изучение КНР, поэтому тема моей кандидатской диссертации будет посвящена политике Китая в информационной сфере и формированию внешнего образа страны.
Совет абитуриентам
Уже на этапе поступления стоит задуматься о том, что вам действительно интересно и чем вы хотели бы заниматься в ближайшие два года. Это поможет показать вашу целеустремленность при подаче документов и станет полезным ориентиром при выборе трека и курсов в будущем. Обучаясь на программе, вы сможете глубже разобраться в политике Евразийского региона, заняться исследованиями и открыть для себя новые академические и карьерные направления. Желаю всем, кого интересует политология и регион, пройти этот интересный путь.

