• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

Методология и методы исследований в социологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студентами осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами. Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью, самоэтнография и т.д.), осваивают основы анализа качественных данных. В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
  • Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
  • Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
  • Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
  • Проводит дискурс-анализ текста.
  • Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
  • Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
  • Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
  • Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
  • Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
  • Умеет применять t-тест для анализа данных
  • Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
  • Умеет применять корреляции для анализа данных
  • Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
  • Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
  • Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
  • Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
  • Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
  • Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
  • Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
  • Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
  • Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
    Описание методологических и теоретических оснований качественного исследования. Принципы и логика качественного исследования
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
    Понятие дизайна в качественном исследовании. Структурные элементы дизайна. Выборка качественного исследования. Анализ дизайна исследования на примере эмпирических статей
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 5. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
    Характеристика этнографической стратегии. Наблюдение как метод качественного исследования: правила, процедуры, трудности
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании
    Понятие интервью. Виды интервью в качественном исследовании. Интервью как процесс, этапы проведения интервью. Ошибки качественного интервью. Как оценить качество качественного интервью. Работа с гайдом – разработка гайда интервью для групповых проектов. Обсуждение опыта сбора исследовательских интервью
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 4. Качественный анализ интервью: общий обзор
    Виды качественного анализа. Процедуры качественного анализа. Триангуляция. Анализ интервью
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 6. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
    История и правила применения биографического метода. История и правила применения стратегии кейс-стади. История и правила применения феноменологической стратегии.
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 7. Дискурс-анализ
    Понимание дискурса. Подходы к дискурс-анализу. Основные техники дискурс-анализа
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
  • Модуль 1. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
    Понятие успешной коммуникации в социологической полевой работе. Планирование социологического исследования с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех этапах исследования. Стратегии успешной коммуникации в ситуации: анкетного или глубинного интервьюирования, наблюдения, самоэтнографии
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
    Работа со своими стереотипами и установками (посмотреть на Чужого или на Своего как на Другого, умение «отстраниться»); личностные качества исследователя и поле (может ли поле делать стеснительный человек, умение наблюдать, умение проявлять эмпатию к незнакомым к другим людям, оценка своих личностных качеств как помогающих или мешающих для реализации эффективного поля и т.п.); вхождение в поле как важный этап исследования
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
    Изучение маргинальных, скрытых, труднодоступных групп; конфликты в поле (между информантом и исследователем); безопасность исследователя. Можно ли изучать друзей, любовь в поле, конфликт в поле; исследователь и закон (как быть, если Вы наблюдаете противоправное действие со стороны информантов?); рисковые ситуации (включение в рисковые практики информантов); работа в «трудном» поле (с информантами, интересы которых Вы не разделяете)
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
    Распределение ответственности за сохранение конфиденциальности в коллективном исследовании; права собственности на собранные данные; конкуренция и сотрудничество в исследовательском коллективе; распределение задач
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
    Влияние личности исследователя и ситуации исследования на ход исследования (гендер, возраст, социальный статус и т.п.); субличность исследователя (подыгрывание исследователем ситуации поля); степень включения исследователя в жизнь сообщества и в поле (должен ли социолог включаться в жизнь сообщества и решать проблемы изучаемого сообщества, перспективы публичной социологии); равенство между исследователем и информантом и власть исследователя в поле (использование исследовательской ситуации для реализации личных амбиций); сохранение достоинства информанта
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Форматы представления результатов работы
    Правила академической дискуссии; обсуждение результатов исследования с информантами. Достоинства и недостатки тех или иных способов презентации данных
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Контрольная работа в аудитории
    Модуль 2. Качественное исследование
  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №1
    Модуль 2. «Качественное исследование»
  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №2.
    Модуль 2. Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №3
    Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Домашняя работа № 3_Количественное исследование
    Анализ и обобщение методов эмпирической статьи, выполненной с использованием количественных методов. Студенту необходимо найти эмпирическую статью, выполненную с использованием количественных методов. Описать процедуру построения выборки. Что является единицами отбора, что является единицами анализа? Какой тип (типы?) выборок были использованы? Все ли хорошо с выборкой? Описать, каким образом были измерены основные конструкты исследования. Какие шкалы использованы?
  • неблокирующий Домашняя работа 3_Количественное исследование
    Домашняя работа 2 представляет собой описание самостоятельно построенной регрессионной модели. На основе базы данных ESS студенту необходимо выбрать зависимую переменную и несколько предикторов (приблизительно 2-3), построить регрессию. Крайне желательно найти значимый интерактивный эффект и визуализировать его. Выбрать лучшую модель из нескольких проверенных. Провести диагностику полученной модели. Сделать сводную таблицу со всеми проверенными регрессионными моделями.
  • неблокирующий Домашняя работа 1_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами основ манипуляции с данными в R и логики статистического вывода.
  • неблокирующий Домашняя работа 2_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами t-теста и теста хи-квадрат.
  • неблокирующий Домашняя работа 4_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами непараметрических тестов, ANOVA и корреляции.
  • неблокирующий Домашняя работа 5_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами процедур регрессионного моделирования
  • неблокирующий Контрольная работа 1_Количественное исследование
    Обобщает материал по статистическим тестам и представляет собой несколько типовых задач, которые нужно решить, проанализировав данные в R
  • неблокирующий Контрольная работа 2_Количественное исследование
    Требует навыков построения, интерпретации и визуализации результатов линейной регрессии
  • неблокирующий Домашнее задание №1_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №2_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №3_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №4_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №5_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Активность на семинаре_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №4
  • неблокирующий Модуль 2. Качественное исследование. Проект (итоговое задание)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.06 * Домашняя работа 1_Количественное исследование + 0.06 * Домашняя работа 2_Количественное исследование + 0.03 * Домашняя работа 3_Количественное исследование + 0.06 * Домашняя работа 4_Количественное исследование + 0.06 * Домашняя работа 5_Количественное исследование + 0.03 * Домашняя работа № 3_Количественное исследование + 0.15 * Контрольная работа 1_Количественное исследование + 0.15 * Контрольная работа 2_Количественное исследование + 0.04 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №1 + 0.08 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №2. + 0.04 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №3 + 0.08 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №4 + 0.04 * Модуль 2. Качественное исследование. Контрольная работа в аудитории + 0.12 * Модуль 2. Качественное исследование. Проект (итоговое задание)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.06 * Домашняя работа 3_Количественное исследование + 0.075 * Домашняя работа № 3_Количественное исследование + 0.06 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №1 + 0.03 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №2. + 0.045 * Модуль 2. Качественное исследование. Домашнее задание №3 + 0.03 * Модуль 2. Качественное исследование. Контрольная работа в аудитории + 0.7 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс А., Корбин, Д., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
  • Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
  • Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524