• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

04
Февраль

Качественный анализ социологических данных

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. Цель курса достигается посредством знакомства с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробации в ходе семинарских занятий и домашних заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов, умение представлять полученные результаты в виде научной статьи
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов к коллекции качественных данных и создание теоретических обобщений, которые представляются в форме синопсиса научной статьи. Таким образом, в рамках курса последовательно проходятся несколько стадий научного анализа: обобщение, теоретизация, представление итоговых данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками составления презентации с результатами исследования, демонстрирует навыки устного представления материала
  • Студент демонстрирует навыки проведения и написания социологического исследования, способен представить результаты анализа, используя полученные теоретические знания и практические навыки
  • Студент демонстрирует умение самостоятельно применять методы социологического исследования
  • Студент приобретает и совершенствует навыки качественного анализа данных для производства аргументированной, эмпирически верифицированной информации
  • Студент соблюдает этические нормы работы с данными и представления материалов исследования
  • Студент способен на практике применить методы анализа, обсуждаемые в рамках курса
  • Студент способен рефлексировать возможности и ограничения используемых методов анализа, четко артикулировать их, обсуждать с коллегами и аргументировать свою точку зрения
  • Студент успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта; Студент задает вопросы, сравнивает различные способы анализа, пробует выполнить задание разными методами
  • Студент участвует в семинарских занятиях, обсуждает работы других студентов, корректирует используемые другими студентами траектории анализа и аналитические процедуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
  • Тема 2. Дискурс-анализ
  • Тема 3. Анализ визуальных материалов
  • Тема 4. Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, 60 минут
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме - предоставляется текст, содержащий результаты анализа по курсу, на основе текста, при необходимости, задаются вопросы. Экзамен проводится на платформе https://www.zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: обладать характеристиками, позволяющими загрузить приложение zoom Для участия в экзамене студент обязан: предоставить не менее, чем за 3 дня до экзамена финальную работу по курсу Во время экзамена студентам запрещено: не существует запретов, поскольку экзамен основан на творческом задании и не требует специального контроля. Запреты связаны с обычными ограничениями, предъявляемыми в ВШЭ к письменным работам, включая запрет на плагиат Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться всеми необходимыми материалами, связанными с его исследованием по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической возможности коммуникации до 30 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической коммуникации в течение более чем 30 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает презентацию результатов своего исследования в письменной форме и ее обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Онакопленная= 0,5 Отекущий1 + 0,5· Отекущий 2 где Отекущий1 – средняя оценка за выполнение домашних заданий 1-4 Отекущий2 – средняя оценка за представление и обсуждение в аудитории домашних заданий 1-4 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу аспиранта. Орезульт = 0,7·Онакопл (из них 0,5 – домашнее задание) + 0,3·Оэкз, где Онакопл – накопленная оценка по дисциплине Оэкз – оценка за экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780