• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
17
Апрель

Качественный анализ социологических данных

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными задачами и целями качественного анализа социологических данных, способами их достижения через освоение основных методов анализа (тематический, нарративный, дискурс анализ), а также принципами создания теоретических концепций по результатам качественного анализа данных (анализ фреймов и сценарный подход). В ходе курса студентам предлагается большое количество разнообразных практических заданий, направленных как на отработку полученных знаний и умений в области анализа данных, так и на методологическое обоснование выбранных инструментов исследования, а также разработку дизайна исследования, реализованного с помощью выбранной методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (тематический анализ, нарративный анализ, конверсационный анализ, дискурс-анализ, анализ фреймов) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов фрагментам интервью и публичным текстам для создания теоретических обобщений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляют коды при анализе качественных данных и объединяют их в «темы» во фрагменте интервью.
  • Анализируют фрагменты интервью с применением триады Пирса.
  • Выявляют в тексте интервью строки/секвенции/сюжеты.
  • Оперируют понятиями "биографическая работа", "нарративное я", "конструирование прошлого".
  • Применяют структурный подход Лабова для анализа нарративов.
  • Применяют секвенциальный подход для анализа нарративов.
  • Используют концепции структура разговора, социальное взаимодействие, контекст.
  • Различают единицы разговора по Саксу, Щеглоффу, Джефферсону.
  • Используют интент-анализ при изучении фрагментов разговоров.
  • Создают дизайн исследования, включающего в себя конверсационный анализ данных.
  • Используют концепции борьба дискурсов, дискурс как социальная практика, интертекстуальность, диспозитивы.
  • Различают теории дискурсов Э. Лакло и Ш. Муфф, критический дискурс-анализ Н. Фэркло, SKAD Р. Келлера.
  • Выделяют узловые точки текста, определяют отношения между ними, определяют агента высказывания.
  • Анализируют специфику наполнения высказывания и способы производства значений в дискурсах: транзитивность, номинализация, партикуляция, функционализация.
  • Анализируют социальную реальность с помощью определения существующих дискурсов.
  • Оперируют понятиями практики, фреймы, репертуарные позиции и сценические действия, идеалтипические сценарии.
  • Обосновывают авторскую позицию исследователя и возможные ограничения, связанные с ней.
  • Выделяют репертуарные позиции и сценические действия на материалах качественных данных.
  • Выделяют, описывают и дают наименования сценариям, обнаруженным на материалах качественных данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
  • Тема 2. Дискурс-анализ
  • Тема 3. Анализ визуальных материалов
  • Тема 4. Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, 60 минут
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме - предоставляется текст, содержащий результаты анализа по курсу, на основе текста, при необходимости, задаются вопросы. Экзамен проводится на платформе https://www.zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: обладать характеристиками, позволяющими загрузить приложение zoom Для участия в экзамене студент обязан: предоставить не менее, чем за 3 дня до экзамена финальную работу по курсу Во время экзамена студентам запрещено: не существует запретов, поскольку экзамен основан на творческом задании и не требует специального контроля. Запреты связаны с обычными ограничениями, предъявляемыми в ВШЭ к письменным работам, включая запрет на плагиат Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться всеми необходимыми материалами, связанными с его исследованием по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической возможности коммуникации до 30 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической коммуникации в течение более чем 30 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает презентацию результатов своего исследования в письменной форме и ее обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Онакопленная= 0,5 Отекущий1 + 0,5· Отекущий 2 где Отекущий1 – средняя оценка за выполнение домашних заданий 1-4 Отекущий2 – средняя оценка за представление и обсуждение в аудитории домашних заданий 1-4 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу аспиранта. Орезульт = 0,7·Онакопл (из них 0,5 – домашнее задание) + 0,3·Оэкз, где Онакопл – накопленная оценка по дисциплине Оэкз – оценка за экзамен