• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Полевое исследование: методы, практики, эмоции"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
  • Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
  • Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Проводит собственное социологическое исследование
  • Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования
    Особенности организации работы в рамках НИСа. Особенности организации социологического исследования. Выбор темы исследования. Планирование работы на год. Структура курсовой, диссертации и все необходимые документы. Методологические основания качественного исследования. Проблемная ситуация, формулировка исследовательского вопроса. Программа исследования. Методология исследования. Определение проблемы исследования. Объект, предмет исследования. Постановка цели и задач исследования. Формулировка исследовательского вопроса. Планирование исследования. Обсуждение черновиков программы исследования
  • Тема 2. Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
    Поиск научной литературы. Оценка качества источников. Принципы академического чтения. Правила написания обзора литературы. Обсуждение библиографических списков и первого черновика обзора литературы. Обсуждение ключевых текстов по своей теме.
  • Тема 3. Сбор и обработка данных
    Метод наблюдения. Исследовательский дневник. Выход в поле, эмоции в поле. Метод интервью: биографическое интервью, гайд интервью, практика интервьюирования. Расчет выборки. Разработка инструментария. Пилотаж. Обсуждение результатов пилотажа инструментария
  • Тема 4. Анализ данных и описание эмпирических результатов
    Практикум по анализу данных. Академическое письмо. Правила написания научных текстов. Обсуждение черновиков анализа эмпирических данных
  • Тема 5. Презентация результатов научного исследования
    Правила подготовки презентации результатов научного исследования. Устная презентация результатов исследования. Тренинг по устной презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Презентация исследовательских проектов и их защита (20 минут). Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3ad063751d9d7846a59c15d8aa9daeb8ba%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=15319e75-1604-49b2-8bc6-ed1762ab5eca&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. (Будет предоставлена возможность проверить работу платформы и техническую возможность поделиться презентацией). Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, поделиться подготовленной презентацией с аудиторией. Во время экзамена студентам запрещено: читать презентацию с листа. Во время экзамена студентам разрешено: выключить камеру при проблемах со связью. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается период до 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период от 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент может продолжить участие в экзамене, но после завершения презентаций всех выступающих (экзаменуемых). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * Аудиторная работа + 0.125 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З.-ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-334-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-10789-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/prikladnaya-sociologiya-praktikum-v-ebs-431522

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г.-ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-341-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-08966-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-empiricheskoy-sociologii-433956
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И., 2009
  • Тульчинский Г. Л., Гусев С. С., Герасимов С. В. ; Под ред. Тульчинского Г.Л.-ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-233-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01178-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logika-i-teoriya-argumentacii-433310