• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

Дизайн опросного инструмента и шкалы

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Основной задачей освоения дисциплины «Дизайн опросного инструмента и шкалы» являются: развить навыки правильно задавать вопросы и правильно анализировать полученные ответы. В рамках курса используются следующие виды учебной работы: обучение в сотрудничестве, работа в группах, разбор практических задач и кейсов, дискуссии, статистический анализ вторичных данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие компетенций студентов в области формулировки вопросов для опроса
  • Развитие компетенцией в области анализа шкал
  • Развитие компетенций в области связывания теоретических оснований исследования с методологией и последующим анализом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта; Студент задает вопросы, сравнивает различные способы анализа, пробует выполнить задание разными методами
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Студент владеет способами поиска и переработки информации, критически анализирует предлагаемый материал, умеет находить недостающую информации самостоятельно, применяет полученные знания для социологического анализа
  • Студент способен применить на практике полученные знания, умеет пользоваться программами для анализа и обработки полученных данных
  • Студент способен разработать программу и дизайн социологического исследования
  • Студент способен интерпретировать результаты своих и чужих исследований и на их основе формулировать рекомендации
  • Студент способен разработать собственные шкалы
  • Студент способен предлагать варианты изменения существующего инструментария – на теоретических основаниях и на основе результатов анализа
  • Студент способен сформулировать исследовательский вопрос, цели и задачи исследования. Подобрать методологию и инструментарий, соответствующий задачам
  • Студент способен проводить анализ вторичных данных и интерпретировать полученные результаты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Конструирование шкал
    Проблема измерения. Измерение поведения. Измерение аттитюдов. Наблюдаемый и латентный конструкт. Понятие шкалы. Задачи использования шкал. Конструкты, не измеряемые шкалами. Методы конструирования шкал: эмпирический, рациональный, теоретический.
  • Тема 2. Многомерные конструкты и шкалы
    Одномерные и многомерные конструкты. Природа многомерных конструктов: формативные и информативные конструкты. Направление каузальности для формативных и информативных шкал. Различия формативных и информативных шкал для практики и теории.
  • Тема 3. Операционализация конструктов. Типы шкал
    Определение и уточнение конструктов. Операционализация конструктов. Подходы к операционализации. Связь операционализации с целями исследования и дизайном. Типы шкал: шкала Ликерта, шкала Богардуса, шкала Терстоуна, семантический дифференциал, парные сравнения.
  • Тема 4. Основные характеристики шкал: надежность, валидность
    Необходимая и достаточная длина шкалы. Оценка качества шкалы: надежность, согласованность, валидность, дискриминирующая сила. Очевидная валидность. Содержательная валидность. Критериальная валидность. Способы оценки качества шкалы: тест-ретест, корреляция split-half, тест на согласованность (альфа Кронбаха, каппа Коэна).
  • Тема 5. Анализ структуры шкал: конфирматорный факторный анализ против стохастической теории тестов
    Традиционная теория тестов. Конфирматорный факторный анализ. Проверка теоретической структуры шкалы. Факторный анализ для формативных и информативных шкал. Критерии качества модели. Стохастическая теория тестов (item response theory). Одновременное изме-рение способности индивида и качества шкалы. Основные параметры IRT: дискриминирущая сила (а), сложность (b), возможность угадывания (с). Модель Раша с одним параметром. Модели для бинарных, мультиномиальных и интервальных шкал. Оценка качества модели. Сравнение результатов конфирматорного факторного анализа и IRT.
  • Тема 6. Сопоставление полученной шкалы с теорией
    Сопоставление полученной шкалы с теоретически предполагаемым результатом. Интерпретация расхождений. Стратегии корректировки шкалы. Включение финального варианта шкалы в дальнейший анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
    Презентация разработанного дизайна исследования, включая набор шкал; готовится в небольших группах
  • неблокирующий Экзамен
    Проект, посвященный анализу шкал на материалах вторичных данных; готовится дома (срок подготовки проекта 1 неделя)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dunn-Rankin, P. (2004). Scaling Methods (Vol. 2nd ed). Mahwah, N.J.: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=119232
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • DeMars, C. (2010). Item Response Theory. New York, N.Y.: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=314524
  • Meyer, J. P. (2010). Understanding Measurement: Reliability. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=314525
  • Wu, M., Tam, H. P., & Jen, T.-H. (2016). Educational Measurement for Applied Researchers : Theory Into Practice. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1412729