• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Святое правило выходных — выспаться и не учиться»

Часто абитуриентов волнует вопрос о совмещении работы и учебы в магистратуре. Возможно ли быть успешным и там, и там? Мы обратились с таким вопросом к студентке 2 курса качественного трека программы «Современный социальный анализ» Ирине Королик, уже два года работающей социологом-аналитиком.

«Святое правило выходных — выспаться и не учиться»

© Ирина Королик

— Ира, расскажи, пожалуйста, кем ты работаешь и как давно?

— С осени 2020 года я работаю аналитиком в Центре университетских исследований и мониторинга ИТМО. Я нашла вакансию случайно, привлекла она меня как раз своими задачами. Точно нужно было дружить с программированием на языке R, который мы, кстати, изучаем на каждом из треков программы.

— Какими были требования для твоей должности? Какие навыки, которые ты приобрела во время обучения в ВШЭ, пригодились в работе?

— Приветствовался опыт написания академических текстов на русском языке. Ожидалось, что я владею английским на неплохом уровне. Честно говоря, я не помню всех требований, просто потому что я им, в общем-то, соответствовала — у меня на тот момент был опыт проведения как качественных, так и количественных исследований, я неплохо говорю на английском, потому что обучение в бакалавриате этого требовало, хорошо знакома с R и анализом данных, знаю некоторые другие программы, которые могли бы быть полезны. У меня было небольшое портфолио, если можно так сказать, где были собраны мои КР и ВКР из бакалавриата, разные домашние задания в виде эссе, каких-то других работ. Мне должны были выслать тестовое задание до интервью, но в итоге так получилось, что я его увидела только на собеседовании, тогда же и выполнила его. По сути, за все, что я умела делать на момент соискания на должность аналитика, я благодарна вышкинскому бакалавриату, который закончила в 2020 году по программе «Социология и социальная информатика». Знания и навыки, которые я получаю в магистратуре, конечно же, помогают мне в работе и привносят в рабочий процесс что-то новое.

— То есть ты работаешь аналитиком, при этом учишься на качественном треке? Можешь дать комментарий нашим читателям, как это возможно?

— Часто люди имеют какое-то четкое представление о работе других, основываясь только на их должности. Думаю, именно поэтому у многих возникает подобный вопрос. На самом деле, могу объяснить очень просто: аналитик анализирует данные, а данные бывают разные. Например, собранные при помощи качественных или количественных методов. Получается, как такового диссонанса быть не должно, ведь на работе мы прибегаем и к тем, и к другим методам. Более того, не стоит забывать, что до магистратуры я уже получила социологическое образование, а ведь в бакалавриате у нас не было такого четкого разделения на треки. Конечно, каждый мог выбрать те дисциплины и использовать в своих КР и ВКР те методы, которые ближе, но нас учили в первую очередь всему основному. Поэтому, возвращаясь к ответу на твой вопрос, я же социолог-аналитик, а то, как формально называется моя должность, так или иначе не может отображать весь спектр моих задач.

— Как выстраивается твоя неделя? Удается ли тебе совмещать работу и учебу? Что дается сложнее?

— С точки зрения совмещения графика работы и учебы у меня вообще не было никаких сложностей. Учеба у нас была по большей части дистанционная, работа — по-разному, формат менялся вместе с эпидемиологической ситуацией. В плане нагрузки на первом курсе магистратуры мне было сложнее, чем сейчас. В первую очередь, потому что учебы было больше — и пар, и домашних заданий, на выполнение которых уходит много времени вне самих занятий по расписанию. Особенно сложно было в период написания курсовой, потому что пары никуда не делись, а еще нужно где-то находить время на сбор данных (в моем случае — проведение интервью). На втором курсе мне было проще. Возможно, объем домашних заданий стал не таким большим. Плюс во втором семестре у нас практически нет занятий, после работы появилось свободное время для написания ВКР.

— Находится ли в твоем графике место для отдыха?

— Если представить самый тяжелый рабоче-учебный день, то я провожу вне дома около 14 часов. Путем несложных вычислений можно понять, что чем-то жертвовать мне все же приходится. В этом плане очень помогала полная дистанционка и на работе, и на учебе — по крайней мере, я не тратила время на сборы и на дорогу, поэтому вечером могла посмотреть сериал, например. Для отдыха у меня всегда отводятся суббота и воскресенье, я лучше буду на неделе сидеть ночами что-то делать, чем в выходные. Святое правило выходных — выспаться и не учиться.

— Может быть есть какие-то советы или лайфхаки для тех, кто планирует учиться и работать офлайн? О чем стоит позаботиться?

— Не могу назвать это советом, скорее, каким-то внутренним убеждением или принципом: быть готовым к нагрузкам и быть готовым чем-то пожертвовать. Время для всего и сразу будет найти сложно, и свой баланс можно найти далеко не сразу. Для меня главным правилом, опять же, было выделенное время исключительно для отдыха, а также установка не отвлекаться ни на что во время выполнения домашних заданий, которые и так занимают много времени. И, конечно, мне очень повезло иметь друзей рядом, которые старались мне помогать — например, готовили еду. Поддержка близких людей важна и нужна, особенно когда испытываешь постоянную физическую и эмоциональную нагрузку.

— Занимаешься ли ты чем-то еще?

— Я стараюсь находить свободное время на все, что мне нравится. Прежде всего, это встречи с друзьями, по возможности — визиты к ним и к моей семье в другие города. Также у меня есть два увлечения — кофе и игры. Да, я увлекаюсь спешиалти кофе, даже писала об этом курсовую и диплом в бакалавриате. Сейчас это увлечение заключается в посещении разных кофеен и ведении небольшого кофейного блога. Конечно, с появлением серьезной нагрузки я стала менее активно вести страницу, но стараюсь публиковать что-то красивое/интересное хотя бы в виде историй. С играми все проще — я играю в одну конкретную игру, часто вместе с друзьями. Мне даже удавалось найти в ней ребят из других стран, с которыми мы периодически играем вместе. Надеюсь, что после окончания магистратуры я смогу вернуть в свою жизнь те занятия, которым сейчас не отдаю приоритет.

— Сейчас очень сложно говорить о планах на будущее, но есть ли у тебя какие-то общие идеи/траектории движения? Будешь ли ты продолжать связывать свою жизнь с социологией?

— Сейчас правда непростое время, чтобы как-то планировать свое будущее. Однако, в данный момент я уверена, что оно будет связано с социологией — это то, о чем я узнала благодаря вышке и что полюбила благодаря ей.

Материал подготовила студентка 2 курса программы «Современный социальный анализ» Картушина Анна