• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ксения Антошко об экстремальных практиках, адаптации в новом коллективе и особой атмосфере вуза

Студенты программы о хобби, интересах, работе в лабораториях Питерской вышки и планах на будущее.


Мы продолжаем цикл статей о программе «Современный социальный анализ» от  первого лица "Полное включение", ведь кто может рассказать о том, как это «быть студентом Высшей школы экономики», если не студенты, которые опробовали этот процесс на себе (спойлер – учиться классно). 

 

Итак, знакомьтесь:

Ксения Антошко, 2 курс магистратуры, программа «Современный социальный анализ»,  стажер - исследователь в СЛОНе (Лаборатория Социологии образования и науки)  с октября 2016г.

  

Как ты попала в СЛОН?

В Слон я попала, потому что пишу работу у Даниила Александровича Александрова. В первые полгода я не шла в лабораторию, потому что мне казалось, что я недостаточно много умею. Но хотела давно. Мой одногруппник работает в этой лаборатории, и я видела, чем он там занимается. Мне казалось, что это интересно.  И мне все время говорили, что так как я не заканчивала бакалавриат по направлению «Социология», работа в лаборатории – это самый лучший способ получить те практические навыки, которых у меня нет. Поэтому я просто пришла и сказала: «Я могу делать вот это и вот это, возьмите меня».

 

Расскажи, пожалуйста, о проектах, которыми ты занимаешься?

Я занимаюсь проектом, который посвящен изучению студентов колледжей. Мы ходим по учебным заведениям и изучаем здоровый образ жизни, и не очень здоровый. То, как молодежь, которая учиться в колледжах Петербурга употребляет алкоголь,  курит и т.д. Я занимаюсь организацией поля, выстаиваю взаимодействия с завучами, а также иногда общаюсь с самими студентами колледжей.

 

А почему именно этот проект? Тебе предложили или тебе самой было интересно этим заниматься?

Мне предложили поучаствовать. Но опять же, из-за того, что я понимала, что меня научат делать определенные вещи, мне было все равно, в каком конкретно проекте этим заниматься. Мне было интересно, как работает поле изнутри,  как организовываются выходы туда, как правильно интервьюировать людей, как организовать анкетирование, как отвечать на вопросы, на какие вопросы нельзя отвечать. Но мне интересно образование, я и сама в магистерской диссертации изучаю студентов.

 

Какие самые интересные результаты или выводы в рамках проекта ты получила? Может быть что-то очень неожиданное,  или просто какие-то интересные случаи из поля? Что тебе больше всего запомнилось?

Из результатов мне показалось интересным, то что, существует довольно сильная связь между взаимоотношениями с матерью и практиками потребления. Но намного сильнее это сказывается на девушках.  То есть чем больше девушка общается со своей матерью, тем больше вероятность того, что она будет избегать всяких рисковых практик потребления (наркотики, алкоголь и т.п.). Для юношей эта связь работает меньше, после достижения определенной стадии близости общения с родителями это уже не влияет. Я стала вспоминать про своих друзей, действительно, наверно так это и работает.

А в плане выходов в поле – мне интересно объяснять людям, что такое социологическое исследование, что значит анонимная анкета, почему мы никому не расскажем, что вы здесь написали, почему нам неинтересно, сколько ты конкретно выкурил сигарет, что мы не будем сидеть и смотреть, сколько этот мальчик со второй парты выкурил. Очень неплохие комментарии иногда бывают от учеников, которые только закончили 9 класс, по поводу вопросов. И ты сидишь и думаешь: «Вау, ребята, а ведь действительно можно было сформулировать это иначе».

Я вспоминаю себя, когда я была в 9 классе, и к нам приходили студенты-социологи, которые поводили такие-вот штуки, смотришь на себя со стороны и думаешь «Господи, я вел себя как полный дурак. Я спрашивала, ставить крестик или галочку». Это забавно.

                                                                                                                         

А почему ты выбрала именно эту магистерскую программу?

Я хотела абсолютно точно поменять свой образовательный трек после бакалавриата («История стран Северной Европы»). Просто потому, что я хотела проверить, может ли мне быть интересно что-то еще, или мне настолько интересны страны Северной Европы, что я никогда больше ничем не смогу заниматься. Я подавала на программу по психологии в московской Вышке и на социологию здесь. Я просто заходила на сайт, читала содержание программ, и мне очень понравились некоторые курсы, которые здесь были предложены, и очень понравилось, что много курсов на английском обещали. Оказалось их немножко меньше, но те, которые были, были очень хорошие.  Например у нас был «Public policy and public choice» с Крисом Герри. Он прекрасен. И М.Г. Муравьева вела у нас курс «Социальные проблемы в современном обществе», тоже очень полезный.

Я посмотрела, о чем пишут в лабораториях. Мама моя посмотрела. Она обычно не участвует в моей жизни вот в этом плане, но тут она зашла, посмотрела, о чем пишут, сказала, что ей очень нравиться.

 

Было просто адаптироваться в лаборатории? Влиться в коллектив ребят, которые там с бакалавриата работают?

И да,  и нет. У нас очень дружелюбные ребята, эти наши гении-бакалавры, которые занимаются анализом данных. Они всегда готовы помочь, с одной стороны. Но с другой стороны, когда ты приходишь, и тебе уже 20-сколько-то лет, ты уже закончил бакалавриат, и ты приходишь и видишь второкурсников, которые шарят лучше тебя в том, чем ты занимаешься, ты думаешь: «Может на исторический перевестись, пока не поздно?!». Это конечно немножко бьёт по самолюбию, ну или просто вызывает легкую моральную панику: «А когда я уже смогу так же?!». Но вообще, работа в лаборатории это классно, потому что там такая атмосфера, что все всегда готовы друг другу помочь: со всеми курсовыми, проектами. Это не значит, что никто другой не может это сделать. Но просто когда ты там, это социальный капитал в действии.

 

Чем ты планируешь заниматься после окончания магистратуры?

Я еще очень много занимаюсь иностранными студентами, возможно я бы занималась чем-то таким. Но вообще я вижу себя дальше в образовании. Может быть я сейчас на годик приостановлю свое обучение, в том плане, что я посижу, подумаю, чего я хочу. Но вообще я хотела бы дальше преподавать и оставаться в этом во всем. Потому что я считаю, что университет – это такая среда, в которой ты постоянно учишься и ты не застываешь в одном и том же состоянии. Когда я работала в других местах, например, летом я работала в сервисной компании: то, о чем люди разговаривали на обеде – это было максимально скучно. И это все время было одно и тоже. А в университете, мне все-таки хочется верить, люди окружены знанием и ты постоянно слушаешь про какие-то новые статьи, новые штучки.

 

Интервью взяла Юлия Субботина

 

Если Вы заинтересовались работой Лаборатории социологии образования и науки и хотите больше узнать об их проектах рекомендуем вам подписаться на их группу в ВК: https://vk.com/slon_hse и ознакомиться с более подробной информацией на сайте https://slon.hse.ru/

 

Группа в ВК Магистерской программы «Современный социальный анализ»  https://vk.com/socmagspb2016