• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Февраль

Functional Approaches to Natural Language

2021/2022
Учебный год
ENG
Обучение ведется на английском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Course Syllabus

Abstract

Целями освоения дисциплины «Функциональные модели в естественном языке» являются ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Ознакомить с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики;
  • Сформировать представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных;
  • Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека;
  • Изучить актуальные подходы к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка;
  • Сформировать представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем;
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Владеют научными методами анализа языковых данных
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
  • Имеют представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
  • Разбираются в литературе по соответствующей теме
Course Contents

Course Contents

  • Введение
    Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Психолингвистика. Социолингвистика. Методы функциональной лингвистики. Функции языка. Функциональный подход в фонетике, синтаксисе, семантике.
  • Информационная структура
    Компоненты высказывания: ассерция, следствие, конвенциональная импликатура, конверсациональная импликатура. Речевой акт и его участники. Место и роль говорящего и слушающего. Оценка важности: гипотезы говорящего относительно знаний слушающего. Тема ‒ рема (работы Пражской школы). Салиентность. Данное ‒ новое. Презумпция ‒ ассерция. Фигура ‒ фон. Профилирование. Конструал и грамматическая организация высказывания. Фокус внимания. Дейксис как инструмент описания (говорящий и наблюдатель). Работы Бюллера (личный-пространственный-временной дейксис), Филлмора и Апресяна (пространственный наблюдатель), Якобсона (личный дейксис, шифтеры), Бенвениста (временной, дейктический, нарративный режим). Постулаты Грайса, прагматика речевых актов. Теория референции.
  • Пространство и дейксис
    Язык и зрение. Языковое моделирование пространства. Фигура ‒ фон (Л. Талми), движущийся объект (траектор) – ориентир (Р.Лангакер). Image schema. Топологические типы. Пространственные предлоги. Force dynamics. Фиктивное движение. Функциональный компонент в пространственной концептуализации ситуации. Пространственные эксперименты (B. Tversky, M. Bowerman). Verb-framing и satellite-framing языки. Пространство и время.
  • Универсалии. Грамматикализация
    Универсалии. Универсальные наборы значений. Лингвистические универсалии: абсолютные, статистические, импликативные. Фреквенталии. Эволюция языка. Грамматикализация. Взаимодействие лексики и грамматики. Аспектуальная классификация предикатов З.Вендлера. Режимы интерпретации.
  • Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
    Свидетельства психолингвистики (эксперименты Э.Рош, исследование цветов Б.Берлина и П.Кея). Категории «основного уровня». Фамильное сходство. Расстояния между концептами и концептуальные поля. Прототипы и частотность. Теория прототипов и теория экземпляров. Полисемия. Радиальные категории Дж. Лакоффа и К.Бругман. Профилирование радиальной категории: синонимы.
  • Метафора и метонимия. Блендинг
    Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Источник и мишень метафоры: наложение областей. Mental spaces. Блендинг (теория концептуальной интеграции).
  • Грамматика конструкций
    Грамматика как инвентарь конструкций. Композициональность значения и невыводимость целого из частей. Mainstream: Ч. Филлмор и А. Голдберг. Radial CxG (W. Croft). Embodied CxG (B. Bergen, J.Feldman). Fluid CxG (L. Steels). Конструкции в диахронической перспективе.
  • Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
    Критика универсальной грамматики Хомского: усвоение языка как часть когнитивных и социально-коммуникативных навыков ребенка. Intention-reading, pattern-finding, entrenchment, grammaticalization. Usage-based model: усвоение слов, ранних синтаксических конструкций и более сложных единиц. Психолингвистическая модель усвоения и порождения. Усвоение языка у аутистов.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Домашнее задание
    В качестве домашнего задания студенты получают специальные вопросы и список литературы, на базе которых должен строиться их ответ. Получение оценки за обсуждение на семинаре предполагает чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе. На каждом семинарском занятии студенты получают возможность высказывать свое мнение.
  • non-blocking Презентация
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов).
  • blocking Экзамен
    Экзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci). Проект должен содержать краткий обзор литературы по теме; тестируемую гипотезу; собранный материал или описание необходимого для тестирования гипотезы материала; методы и результаты или предполагаемые методы и результаты исследования; интерпретацию результатов или намеченные дальнейшие пути исследования. Проект должен демонстрировать освоение студентом терминологии и методов функциональной лингвистики. Прокторинг не требуется.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Cuyckens, H., & Geeraerts, D. (2007). The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. OUP Premium.

Recommended Additional Bibliography

  • Маслова В.А. - Введение в когнитивную лингвистику - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-89349-748-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84598
  • Песина С.А. - Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-9765-1786-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125374