• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Февраль

Формальное представление естественного языка

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Формальное представление естественного языка» является ознакомление студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической и морфологической структуре языка и историей их возникновения; формирование представлений о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической и морфологической теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и историей их возникновения
  • сформировать представление о языковых явлениях, сыгравших ключевую роль в развитии синтаксической теории
  • развить у студентов навыков использования современного понятийного аппарата и аргументации в области теоретического синтаксиса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • могут привести пример языковых данных, лежащих в основе формальных моделей назвать основные свойства и специфику построения синтаксических моделей и т. п.
  • могут назвать критерии выделения синтаксических единств.
  • могут отличить вершины от зависимых назвать синтаксические свойства классов аргументов владеют аппаратом грамматики зависимостей могут описать формальные свойства грамматики зависимостей;
  • могут дать определение валентности и описать типы зависимости могут дать определение проективности могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики
  • могут дать исторический обзор основных направлений порождающей грамматики могут предложить структуру составляющих для конкретного предложения
  • могут предложить функциональную структуру для конкретного предложения
  • могут описать систему представления аргументной структуры
  • могут описать формальные свойства модели HPSG, правила преобразования структур
  • владеют аппаратом категориальной грамматики
  • могут сопоставить способы кодирования информации
  • могут сформулировать универсальные задачи, требующие применения формальных методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику и обзор ключевых понятий
    Цели и способы формального моделирования; языковые данные, лежащие в основе формальных моделей; основные свойства и специфика построения синтаксических моделей; использование формальных моделей для описания межъязыковых различий; исторический обзор. Дистрибутивные классы; критерии выделения синтаксических единств; вершины и зависимые; лексикон и исчисление возможных структур; взаимодействие синтаксиса и семантики; аргументная структура и классификации аргументов; синтаксические свойства классов аргументов.
  • Грамматика зависимостей и порождающая грамматика
    Формальные свойства грамматики зависимостей; валентность и описание типов зависимости; необходимость ограничения порядка слов; однонаправленность связей; проективность. Исторический обзор основных направлений; структура составляющих и ее формальные свойства; исчисление структур; глубинная структура и семантика высказывания; теория трансформаций и многоуровневый способ представления; лексикализм и альтернативы.
  • Лексико-функциональная грамматика
    Многоуровневый характер модели; структура составляющих и функциональная структура; система представления аргументной структуры; система представления неканонических порядков слов и информационной структуры; описание вариативности и синтез с теорией оптимальности.
  • HPSG и категориальная грамматика
    Формальные свойства модели HPSG; роль лексикона и иерархическая организация информации; правила преобразования структур и принцип наследования информации; связь с грамматикой конструкцией. История возникновения и пути развития; альтернативный подход к ограничениям на порядок слов; лексический способ кодирования информации о дистрибуции.
  • Сравнительный анализ формальных теорий
    Сопоставление способов кодирования информации; универсальные задачи, требующие применения формальных методов; степень формализации; использование многоуровневых систем и составление всеобъемлющей модели; принципы применения формального подхода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашние задания представляю собой небольшие практические задания, которые выполняются студентами вне аудитории. Невыполненные домашние задания не подлежат пересдаче. При необходимости осуществляется дистанционная поддержка контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) с помощью электронных ресурсов филиала.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме аудиторно. Работа состоит из десяти вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. При получении результата с десятыми округление до целого числа происходит по правилам математического округления. Контрольная работа подлежит пересдаче в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки. Работа выполняется тридцать минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Студент выполняет практическое задание, посвященное разным аспектам дисциплины. На выполнение экзамена у студентов есть 30 минут. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carnie, A. (2012). Syntax : A Generative Introduction (Vol. 3rd ed). Chichester: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531592

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Josef Bayer, & Volker Struckmeier. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. De Gruyter.