• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Учебная форма научно- исследовательской работы магистрантов - научно-исследовательский семинар (НИС). С точки зрения участия профессорско-преподавательского состава семинар является межфакультетским и межвузовским мероприятием, программа которого будет утверждаться Советом магистерских программ СПб НИУ ВШЭ и реализовываться с участием преподавательского состава одноименной программы НИУ -ВШЭ (Москва). НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в СПб НИУ ВШЭ. 


Организационно научно-исследовательский семинар будет включать в себя следующие элементы:

  • Индивидуальные и групповые консультации ведущих преподавателей о методологии работы;
  • Мастер-классы приглашенных исследователей и практиков;
  • Спецсеминары и орг-деятельностные игры по проектированию, подготовке, написанию и презентации исследовательских работ;
  • Проектные семинары студентов, связанные с обсуждением исследовательских планов;
  • Обсуждение и предзащиты проектов курсовых работ и магистерских диссертаций студентов.


Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу учащихся в пропорции 30:70, так как основной учебный акцент НИС - исследовательская работа в реальных научных проектах. 

Основные задачи, решаемые на первом году работы в НИС, связаны с выбором темы исследования, обучением методике научного поиска и анализа собранного материала. Первый год обучения по программе НИС завершается зачетом и подготовленной программой исследования для курсового проекта. Курсовая работа является завершением экспертно - аналитического этапа подготовки и включает в себя основные разделы экспертной оценки собранного материла и его анализа. Тема курсового проекта должны быть скорректирована с учетом темы планируемой магистерской диссертации. За 1-й год обучения студент обязан представить: проект курсовой работы; обзор литературы и источников по теме - реферат. 

На втором году НИС в первом полугодии сдается курсовая работа и основными формами обучения становятся проектно/методологические семинары и индивидуальная работа научных руководителей с обучающимися по темам магистерских диссертаций. Обсуждение результатов индивидуальной работы на втором году обучения будет проходить форме научных диспутов по выбранной теме. За 2-й год обучения студент обязан представить: развернутый план диссертационной работы; программу магистерского исследования.

В качестве рубежного контроля в НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух семестров. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности. Оценка по НИС формируется из оценки: текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией; презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС; участия/выступления на семинарах. 

В последний семестр обучения студент должен представить магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты; и - собственно защитить магистерскую диссертацию.
Основными направлениями исследований студентов, обучающихся на магистерской программе «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» являются:

1. Эффективная Школа (где «Школа» - любое образовательное учреждение любой организационно-правовой формы)

    • разработка методологии и методов управления образованием на уровне учреждения и\или территории;
    • разработка методологии и методов оценки эффективности образовательных реформ на основе современных концепций государственного управления.
    • сравнительные международные исследования в области управленческих моделей системы образования
    • исследование и мониторинг современных подходов к разработке форм частно-государственного партнерства и создание учебно-методической базы в рамках направления;
    • исследование проблем лидерства и эффективного руководства в образовательных системах;
    • современное понимание реформ в образовании;
    • образовательные и педагогические инновации: проблемы содержания и управления инновациями в образовании;
    • эффективная экономика Школы: разработка принципов и методики обоснования расходов, методики оценки результативности расходов; бюджет, ориентированный на результат;
    • разработка методологии и методов оценки качества образовательных систем, образовательных процессов;
    • стратегирование в системе образования, особенное и общее.
    • 2. Государственная служба
  • разработка методологии и методов планирования деятельности государственных служащих, составление должностных регламентов;
    • проектирование моделей управления и разработка методологии и методов построения структур органов исполнительной власти и распределения полномочий в образовательной сфере;
    • изучение современных подходов к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере образования и создание методической базы в рамках направления;
    • изучение современных подходов к разработке административных регламентов и создание учебно-методической базы в рамках направления;
    • изучение современных подходов к разработке стандартов и нормативов государственных услуг и создание учебно-методической базы в рамках направления;
    • разработка методологии и методов управления материально-техническим обеспечением органов исполнительной власти с применением рыночных технологий
    • разработка методологии и методов управления деятельностью государственных служащих: прием и продвижение по службе, карьерные мотивации, внутриведомственный контроль, мотивация, стимулирование, результативные принципы оплаты труда, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих.

 

      В рамках НИС должны быть сформированы следующие навыки и компетенции:
      • навыки критического чтения научных публикаций, управленческих и нормативно-правовых документов;
      • навыки изложения своих мыслей в письменной и устной коммуникации;
      • умение организовать поиск и анализировать информацию из различных источников;
      • способность применять полученные теоретические знания в научно-исследовательской, аналитической и экспертной работе;
      • способность занимать исследовательскую и экспертную позицию при обсуждении научных вопросов.


Задачи НИС:

      • содействие в определении учащимися сферы научного поиска, формировании тем исследований;
      • использование на практике теоретических знаний по организации поиска и первичного анализа информационных материалов, формированию информационной базы исследования;
      • закрепление у обучающихся в магистратуре навыков исследовательской и экспертно-аналитической работы;
      • обучение навыкам подготовки экспертно-аналитических обзоров, научных статей и докладов;
      • обучение методике ведения научных, дискуссий, подготовки презентаций и обсуждений.
            

Руководство НИС осуществляют соруководители программы «Управление образованием» от НИУ ВШЭ и СПб филиала НИУ ВШЭ. Научно-учебная программа НИС согласовывается с руководителем одноименной Программы НИУ ВШЭ (Москва) и руководителем программы НИУ ВШЭ ( Санкт-Петербург). 


 Учебная программа Научно-исследовательского семинара (DOCX, 476 Кб)