• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональные основы образовательной политики

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
    Понятие «института»: регулятивные принципы. Комплементарность и неоднородность институтов. Формальные и неформальные институты: основные типы взаимоотношений, различия. Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил (автоматические санкции, вина, стыд, информационные санкции, двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающего лица, многосторонние санкции, требующие издержек от наказывающих лиц). «Эволюция – революция» институтов. Институты и организации; школа как институт и организация. Нормы как результат рационального выбора. Нормы как базовый элемент институтов, виды норм, проблемы выбора эффективных норм.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
    Определение понятия «трансакционных издержек». Трансакционные издержки и способы их экономии. Типология трансакционных издержек: трансакции сделки, управления, рационирования. Природа трансакционных издержек. Трансформационные и трансакцион-ные издержки. Классификация издержек: координационные, мотивационные. Четыре уровня трансакций по О.Уильямсону: 1) разовый ( элементарный) обмен на анонимном рынке 2) повторяющийся обмен массовыми товарами ( в отсутствии специфичности активов) 3) повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы 4) инвестиции в эксклюзивные активы. Формат разных типов активов в сфере образования. Роль информационных издержек, издержек согласования и роль неоднородности институциональной среды в формировании трансакционных издержек. Матрица соглашений индивидов, виды соглашений: рыночное; индустриальное; традиционное; гражданское; общественного мнения; творческой деятельности; экологическое
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
    Определение понятия «права собственности». Механизм возникновения прав собственности. Проблема спецификации прав собственности. Обмен как обмен пучками прав собственности. Перечень правомочий: 1) права пользования имуществом ( usus); 2) права пожинать приносимые им плоды (usus fructus); 3) права изменять его форму и субстанцию (abusus) и 4) права передавать его другим лицам по взаимосогласованной цене. Степень исключительности права частной собственности: исключительность права usus fructus, исключительность права отчуждения. Понятие “размывания” прав собственности. Проблема “внешних эффектов”. Частные и социальные издержки, случаи их расхождения. Эффективное распределение прав собственности. Свойства эффективных прав собственности: четкость, однозначность, реализуемость, обмениваемость. Проблемы ограничения и разделения прав собственности. Проблема формирования набора прав собственности. Проблема сложных результатов собственности. Три системы собственности: частная , государственная , общая. Сравнительные характеристики систем собственности. Поведенческие последствия каждой из систем собственности. Типы регулирования прав собственности.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
    Определение понятия «контракт»: юридический и экономический подходы. Неполно-та контракта и оппортунистическое поведение. Асимметрия информации и три типа оппортунистического поведения: неблагоприятный отбор, моральный риск; вымогательство. Природа оппортунистического поведения. Оппортунистическое поведение: издержки контроля за соблюдением контракта и предупреждения оппортунистического поведения. Проблемы оппортунизма в организациях. Причины возникновения проблем: • поведение исполнителя (отлынивание от работы) • поведение менеджера
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
    Основные подходы к определению природы государства. Функции и роль государства.. Обмен информацией: издержки и искажения. Издержки измерения качества образовательных услуг. Оппортунистическое поведение и роль “третьей стороны” государства в конфликтах. Чистые общественные блага и проблема безбилетника. “Провалы” государства: несоответствие доходов и расходов; отсутствие четких критериев эффективности деятельности; неравно-мерное распределение ресурсов. Проблема “принципала - агента”при выборе образовательных стратегий. Государство - гарант сделок: контрактное государство, предпосылки существования. Эксплуататорское государство - как модель “стационарного бандита”. Эмпирические методы оценки характера государства: анализ государственного бюджета; структура государственных расходов; способы финансирования бюджетного дефицита. Сравнительный анализ контрактного и эксплуататорского государства. Проблемы системы власти как проблема неразвитости институтов власти. Формы «неразвитых институтов власти» и последствия их существования
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
    Сущность, сравнения, различия понятий «устойчивое развитие», «модернизация», «реформи-рование». Эволюция теории модернизации применительно к системе образования. Стабильность институциональной структуры институциональные изменения. Основ-ные источники институциональных изменений. Простейшая модель институциональных из-менений. Институциональные изменения и образовательная политика. Роль «исторической памяти» в развитии институтов образования. Формы зависимости от предшествующего пу-ти развития. Принципы и методология стратегирования образовательных политик.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
    Понимание процесса стратегирования на уровне федерации, региона. Основные функ-ции системы государственного стратегического планирования. Функции образовательной политики. Институциональная среда образовательной политики, характеристики институциональной среды. Возможности форсайта. Институциональные «агенты влияния» на образовательную политику региона: стратегия развития РФ , стратегия инновационного развития РФ, новые федеральные государственные стандарты, стратегия развития региона, стратегия развития региональной системы образования, федеральное законодательство и «взаимоотношения» с системой образования, институт кадровой политики в образовании, политика качества и доступности
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
    Бюджетная и внебюджетная схемы финансирования системы образования. Приватизация в системе образования: совершенствование отношений собственности. Эволюция института субсидиарной ответственности. Новые механизмы финансирования образования: образовательные кредиты, именные финансовые обязательства, бюджетные сертификаты на повышение квалификации, образовательные субсидии. Сметное и формульное финансирование: международный опыт. Российская модель рынка труда: ценовое измерение. «Зарплатная» и «незарплатная» составляющая затрат на рабочую силу. Минимальная заработная плата: мировой опыт и российская практика. Формирование зарплаты работников бюджетной сферы: институциональные механизмы. Сравнительная характеристика моделей оплаты труда работников образования по регионам. Дихотомия «эффективности» и «качества» образования. Резильентные школы и качество образования. Учителя средней школы: дефицит, профессиональная идентичность, проблема повышения квалификации. Качество труда работников образования и решение задачи его стимулирования. Отдачи на уровни, типы и качество образования: теория человеческого капитала. Государственное задание на образовательные услуги, как предпосылка институциональных изменений в управлении образованием. Культура и механизмы формирования госу-дарственного задания: влияние неформальных институтов. Роль общественно- профессиональных институтов в управлении образованием. Основные институты автономии образовательной организации: законодательные основы. Особенности функционирования: казенные, бюджетные, автономные организации. Десять шагов в автономию: схема перехода. Необходимость существования неформальных институтов в автономных организациях.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
    Технологии форсайта. Источники изменений в образовании. Типы и виды инноваций. Специфика инновационной деятельности в образовании. Проблемы «инновационной перегрузки»: миф или реальность. Общая проблема смысла изменений и смысла инноваций: при-чины и процессы. Институциализация инноваций. Фасилитаторы изменений. Эффекты от «внешних стимуляторов» инноваций и проблемы «инновационной симуляции». Учитель, как фундаментальный ресурс инноваций: международный анализ факторов влияния на качество труда учителя. Школа как институт и организация: институциональный подход. Базовые принципы культурологического подхода к образованию по Дж. Брунеру: культурной относительности; внешних и внутренних ограничений; конструктивизма; взаимодействия; экстериоризации; инструментализма. Образовательные антиномии как проблема многообразия целей по Брунеру. Антиномии образовательной деятельности по А.Ашкерову. Институт «экспертократии» в управлении знаниями. Образовательные системы – как правила для искусства образовывания человека. Цели образования и цели культуры.( по С.Гессену). Модернизация общества и система ценностей (по Е.Ясину).
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
    Понятие институциональных ловушек. Нормообразующие факторы. Эффекты координации, обучения, сопряжения и культурной инерции ответственны за формирование институциональных ловушек. Институциональные ловушки, как «тормоз» реформ. Эффективность норм и институциональные ловушки. Институциональные ловушки экономики образования и образовательных реформ. Внелегальная экономика образования. Ловушки законодательных норм в системе образования. Несовершенство контрактов и «контрактные ловушки». Цена входа и выхода из ловушки. Профилактика «институциональных ловушек». Роль государства в процессе институциональных изменений. Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов (Алчиан, Фридман). Институциональные изменения и зависимость от траектории развития (path-dependence). Формы зависимости от траектории развития (слабая, средняя и сильная формы).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий "контрольная работа - шесть тест-контролей"
    формат контрольной работы - тестовые задания по шести темам . Для каждой темы, по мере ее прохождения в онлайн формате, задается тест из 15 вопросов. Максимальная оценка 15 оценочных баллов по каждому тесту пересчитывается в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий Мини –доклад
    мини -доклад является альтернативной аудиторной работы в том случае, если образовательный процесс проходит в синхронном варианте в zoom конференции
  • неблокирующий итоговая контрольная работа
    Итоговая контрольная работа выполняется на онлайн платформе . Состоит из 45 тест- заданий Максимальная оценка 45 оценочных баллов пересчитывается в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий эссе
    Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной облас-ти. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для маги-стерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной информации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эссе проблеме других авторов ( кроме автора эссе). Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятия-ми для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой.
  • неблокирующий эссе
    • Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной облас-ти. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для маги-стерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной информации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эссе проблеме других авторов ( кроме автора эссе).
  • неблокирующий аудиторная работа на очных занятиях. Альтернатива - мини-доклад по заданной теме
    так как формат курса - blended (смешанные контактные и бесконтактные занятия по записанным лекциям), в программе предложено два варианта аудиторной работы .Контактное присутствие будет оцениваться по факту активности на очных занятиях
  • неблокирующий домашнее задание
    домашние задания даются по выбору В зависимости от того, какое задание выбрано формируется оценка за его выполнение Все задания размещаются в модуле ПРОЕКТЫ в LMS/
  • неблокирующий коллоквиум : проектирование институциональных ловушек
    Оценивание производится в два этапа.Первый этап - оценивание результата проекта преподавателем курса и экспертами, в роли которых выступают сами магистранты. Группа получает сумммарный балл за презентацию проекта. Второй этап - самооценка в группе. Вклад в общий ответ каждого члена группы ( 4-6 человек) оценивается в процентах. Индивидуальная оценка состоит из произведения общей оценки на % участия. Полученный результат переводится в 10- балльную шкалу.
  • неблокирующий самостоятельная работа
    разработка мини-проекта по реализации формального правила в деятельность административного состава школы Может быть выполнено в малых группах или персонально - по выбору студентов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * "контрольная работа - шесть тест-контролей" + 0.2 * аудиторная работа на очных занятиях. Альтернатива - мини-доклад по заданной теме + 0.2 * итоговая контрольная работа + 0.2 * коллоквиум : проектирование институциональных ловушек + 0.1 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бирюков С. В. - ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-12246-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovaya-kultura-447097
  • Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
  • Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
  • Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
  • ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
  • Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C