• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессиональный капитал: возможности сборки в образовательных системах мира

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс будет посвящен современным международным понятиям профессионализма учителя и практикам построения его профессионального капитала в ведущих образовательных системах мира. Во время освоения курса будет рассмотрена теория понятия «профессиональный капитал» в образовании - история ее возникновения, трактовка в среде современных исследователей, подходы к понятию «профессионального капитала» учителя в контекстах различных образовательных систем. Курс даст знакомство с возможностями профессии учителя и ее траекториями в ведущих образовательных системах стран ОЭСР. Будут рассмотрены не только профессиональные маршруты, которые разные образовательные системы предлагают для учителя, но и такие аспекты вопроса, как «вход в профессию», «возможности роста», «самоопределение учителя» в разных странах, «оценка эффективности учителя», «роль государства в профессионализме учителя». Статус профессии учителя зависит от политики государства, а привлечение в профессию талантливых кандидатур возможно только в случае повышения престижа профессии учителя на уровне страны. В рамках курса будут рассмотрены меры социально-экономической поддержки учителей в ведущих образовательных системах, а также инструменты мотивации, привлечения и удержания в профессии; тенденции в современных международных исследованиях, посвященных профессионализму учителя. Курс рассчитан на 190 часов. Он будет интересен всем, кто связывает свое магистерское исследование с темой профессионализма учителя или с международными сравнительными исследованиями в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осмысление понятия «профессионализма учителя» и его роли в современных международных исследованиях в области образования;
  • формирование понимания важности таких компонентов как «профессионализм» (professionalism), «профессиональная идентичность» (professional identity), «профессиональная свобода воли» (professional agency) для мотивации учителя и статуса профессии в современной практике;
  • приобретение навыков и опыта анализа современных исследовательских инструментов, таких как базы данных научного цитирования Sсоpus, WoS, базы данных зарубежной периодики Science Direct, Emerald, Wiley Online Library, Taylor & Francis; навыков работы с современными исследовательскими инструментами OECD, The World Bank; UNESCO, Deloitte
  • уяснение обучающимися схожестей и различий в статусе профессии учителя и возможностей формирования профессионального капитала учителя между ведущими образовательными системами мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет понятия «профессионального капитала» и смежных форм капитала в современной теории «профессионализма», знает основные источники понятий. Знает подходы к понятиям в современных исследованиях.
  • Владеет знаниями об основных международных исследованиях и рейтингах в области измерения качества образовательных систем. Владеет инструментами поиска информации о данных рейтингах, исследованиях. Определяет различия между данными рейтингами/ исследованиями. Определяет критерии, по которым оцениваются системы.
  • Различает основные нормативно-правовые документы, оговаривающие статус, права и обязанности учите-ля. Понимает инструменты поиска информации по те-мам подготовки, мотивации, роста учителя в США. Демонстрирует понимание приоритетов национальной образовательной политики с точки зрения роли учителя.
  • Демонстрирует понимание приоритетов и различий национальных образовательных политик с точки зрения роли учителя. Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в Австралии и Новой Зеландии.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в странах Азиатского блока. Формирует экспертную оценку по теме основных различий и сходств между рассматриваемыми образовательными системами в отношении роли и статуса учителя в них. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотива-ции, роста учителя в ЕС. Формирует экспертную оценку о приоритетах современной образовательной политики ЕС, различиях в некоторых моделях подго-товки и продвижения учи-теля в странах ЕС. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в ЕС. Формирует экспертную оценку о приоритетах современной образовательной политики ЕС, различиях в некоторых моделях подготовки и продвижения учителя в странах ЕС. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотива-ции, роста учителя в ЕС. Формирует экспертную оценку о приоритетах современной образовательной политики ЕС, различиях в некоторых моделях подготовки и продвижения учителя в странах ЕС. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Формирует экспертную оценку о приоритетах и различиях в различных образовательных системах мира на предмет возможности роста и профессионального развития учителя. Понимает основные инструменты и владеет технологиями поиска информации на тему профессионального капитала учителя в различных образовательных системах мира. Умеет использовать основные международные исследования на тему профессионализма и статуса профессии учителя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Теория «профессионального капитала» - теория, которой нет. Понятие «профессионализма» учителя – понятие, о котором спорят. Теоретическая рамка. Современные понятия капитала и понятие профессионального капитала в исследованиях.
    Понятие «капитала» с точки зрения разных теоретических подходов: «социальный» (social capital), «человеческий» (human capital), «культурный» (cultural capital), «эмоциональный» (emotional capital), «профессиональный» (professional capital). Теоретическая рамка. Накопление разных форм капитала. Звучание понятия «капитала» в образовании. «Профессиональный капитал учителя» (teacher professional capital) - сравнение образовательных систем мира.
  • Тема 1.2. Современные подходы к понятиям «профессионализма», «карьеры». Исследования в области образования.
    Понятие «профессионализма» (professionalism) в целом и «профессионализма» учителя в частности. Использование в исследованиях понятий «профессионализма» (professionalism), «профессионализации» (professionalization), «профессиональности» (professionality), «профессиональной идентичности» (professional identity), «профессиональной свободы воли» (professional agency): теоретическая рамка, разные аспекты современных исследований. Перечисленные понятия через призму «построения карьеры» (career construction) и «обучения через всю жизнь» (lifelong learning): современные исследования в области образования.
  • Тема 2.1. Ведущие образовательные системы и профессия учителя. Что определяет их статус: сравнение рейтингов и подходов
    Рассмотрение понятия «ведущих» образовательных систем с точки зрения сравнительных международных исследований и рейтингов OECD, World Bank, UNESCO, Pearson, European Commission, Varkey Foundation. Позиция и статус учителя в этих системах – сравнительный анализ. Приоритеты национальных политик в области образования – что определяет роль учителя. Основные современные исследования на тему статуса и благополучия учителя (OECD, World Bank) – что они рассматривают, чему посвящены. Об основном исследовании в области профессионализма учителя – TALIS 2013-2018 (OECD). Международная стандартная классификация образования ISCED. Некоторые инструменты поиска информации в международном контексте.
  • Тема 3.1. Северная Америка: пятьдесят образовательных систем США. Современное состояние системы образования: статус профессии и профессиональный капитал учителя.
    Нормативно-правовая база, определяющая основные приоритеты образовательной политики: нормативно-правовая база, определяющая роль, права и обязанности учителя (ESSA, Title 2), федеральные программы (некоторые кейсы). Профессиональные стандарты учителя, кодексы для учителей и руководителей. Профессиональное развитие педагога: система грантов. Карьерные маршруты. Вход в профессию, инструменты поддержки. Социально-экономическая поддержка педагогов (кейсы), меры повышения статуса профессии. Современные исследования в области.
  • Тема 4.1.Образовательные системы Австралии и Новой Зеландии: разные и схожие. Австралийский союз: возможности профессии учителя.
    Основные направления государственной политики, определяющие роль, права и обязанности учителя на разных территориях альянса. Профессиональные стандарты учителя, кодексы для учителей и руководителей. Входы в профессию, карьерные возможности. Социально-экономическая поддержка педагогов, статус профессии учителя.
  • Тема 4.2. Новая Зеландия: профессия учителя – статус, возможности, проблемы.
    Основные направления государственной политики, в том числе, определяющие роль, права и обязанности учителя в государстве. Профессиональные стандарты учителя, кодексы для учите-лей и руководителей. Входы в профессию, карьерные маршруты. Социально-экономическая поддержка педагогов, статус профессии учителя и современные проблемы учителей в системе образования.
  • Тема 5.1. Возможности профессии: учитель в странах Азиатского блока. Сингапур: профессия для лучших.
    Государственная политика для лучших. Подготовка учителей, профиль кандидатов, возможности профессии. Профессиональное развитие педагогов и карьерные маршруты, которые предлагает система. Система оценки результатов работы учителя. Решение проблемы неравенства в распределении кадров. Социально-экономический статус профессии. Современные исследования.
  • Тема 5.2. Уроки от ведущей образовательной системы мира: «Как это делает Шанхай?»
    Система образования Китая, государственная политика в области образования, некоторые особенности системы. Особенности профессии, подготовка учителей, этапы карьеры и требования к компетенциям на каждом этапе. Случай Шанхая: почему система является эффективной, на что она направлена, какими привилегиями пользуются учителя. Современные исследования в области подготовки учителей в Шанхае.
  • Тема 5.3. Развитие потенциала: профессиональный капитал учителя в Гонконге.
    Особенности и основные приоритеты системы образования специального административного района Китая. Профессиональное развитие, упор на развитие человеческого капитала (human capital) учителя и руководителя как основа успешности в профессии. Ресурсы профессионального развития. Возможности карьерного роста: сходства и различия с Шанхаем.
  • Тема 5.4. «Креативные и талантливые создают будущее»: кто готовит детей в Южной Корее.
    Приоритеты системы образования: подготовка учителей для «выращивания талантов». «Воспитание личности» как приоритет национальной образовательной политики. «Хартия учителей» и профессиональные стандарты. Подготовка учителей, статус профессии, возможности роста и карьерные маршруты. Система оценки эффективности работы учителя. Социально-экономический статус учителя. Современные исследования на тему.
  • Тема 6.1. Профессионализм учителя в странах Европейского Союза: единые векторы, разные проблемы. Профессия учителя в странах Европейского союза через призму современных исследований.
    Европейский ландшафт темы профессионализма и профессии учителя через современные исследовательские данные: European Commission Reports, EACEA National Policies Platform (Eurydice), OECD (Education GPS, Going Digital Toolkit, Future of Jobs), The World Bank (SABER), UNESCO Learning Portal, World Economic Forum Strategic Intelligence. Ассоциации учителей в Европе, Европейский комитет профсоюзов образования (ETUCE). Политика привлечения, обучения, продвижения учителей и повышения статуса про-фессии в сравнительном аспекте (отчеты UNESO, OECD, European Commission, Education International Platform).
  • Тема 6.2. Учитель в Финляндии: профессиональная свобода воли и «обучение через открытия».
    Приоритеты национальной политики, статус профессии. Подготовка учителей, методики и акценты (research-based, inquiry-oriented learning), профессиональное развитие через коллаборацию (shared identity). Профессиональное развитие как «карьерный маршрут» педагога. Ресурсы профессионального развития. Современные исследования в области.
  • Тема 6.3. Профессия учителя в Эстонии: быстрый экспорт лучших европейских практик.
    Национальная политика в области профессионализма учителя, статус профессии, «финская школа». Подготовка учителей, сертификация и реформа «карьерного маршрута» учителя. Статус профессии, учительские «инсайты» на тему «учителя в обществе». Современные исследования в области.
  • Тема 7.1. Государство как заказчик на профессиональный рост учителя: современные практики из разных образовательных систем мира. «Профессиональный капитал» учителя, который нужен государству: межстарновые современные политики и практики.
    Заключительный обзор пройденного материала на тему профессионального капитала учителя в ведущих образовательных системах, роль государства в формировании капитала. Нормативные инструменты и реальная практика. Обзор некоторых незатронутых образовательных систем, с точки зрения роли государства в формировании профессионального капитала учителя – интересные кейсы из разных стран.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Перечень тем для эссе предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LM Объем содержательного текста не более 2000 знаков без пробелов.
  • неблокирующий Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре
    Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре. Объем содержательного текста не более 3000 знаков без пробелов. Перечень статей предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LMS
  • неблокирующий Аудиторная работа в группах
    Аудиторная работа в группах по идентификации стран по описанным образовательным политикам В процессе выполнения допускается использование любых дополнительных материалов (информационных, аналитических и т.д.) и средств передачи информации.
  • неблокирующий Доклады
    Доклады – презентации по сравнительному анализу образовательных политик двух разных стран Формат доклада : не более 20 слайдов с презентацией на 10 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ben Arbaugh, J., Asarta, C. J., Hwang, A., Fornaciari, C. J., & Charlier, S. D. (2019). Business and Management Education Research: Developing and Assessing Research Streams Using Legitimation Code Theory. Academy of Management Learning & Education, 18(3), 433–456. https://doi.org/10.5465/amle.2017.0217
  • Care, E., Kim, H., Vista, A., Anderson, K., & Brookings Institution, C. for U. E. (2018). Education System Alignment for 21st Century Skills: Focus on Assessment. Center for Universal Education at The Brookings Institution. Center for Universal Education at The Brookings Institution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED592779
  • Eeva Kesküla, & Krista Loogma. (2017). The value of and values in the work of teachers in Estonia. Work, Employment & Society, (2), 248. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.woemps.v31y2017i2p248.264
  • Examining the policies and priorities of the U.S. Department of Education : hearing before the Committee on Education and the Workforce, U.S. House of Representatives, One Hundred Fourteenth Congress, second session, hearing held in Washington, DC, February 24, 2016. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001025200
  • Gavin W. Fulmer, Hye-Eun Chu, & Sonya N. Martin. (2018). The Potential of Teacher-Led Research: Teachers’ Action Research Collaborations in Science Education in Singapore. Asia-Pacific Science Education, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s41029-018-0024-5
  • Jinyoung Choi. (2017). Understanding elementary teachers’ different responses to reform: The case of ımplementation of an assessment reform in South Korea. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.904FD002
  • Kraay, A. V. (DE-588)124802036, (DE-627)366429736, (DE-576)294510311, aut. (2019). The World Bank Human Capital Index a guide Aart Kraay. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1672132975
  • Liang, X., Kidwai, H., & Zhang, M. (2016). How Shanghai Does It : Insights and Lessons from the Highest-Ranking Education System in the World. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.662703B8
  • Nicholas Sun-keung Pang, & Zhuang Miao. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. BCES Conference Books, 93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.61f2882821c4f91ab7149e6bbfefea2
  • Nóra Révai. (2018). What difference do standards make to educating teachers?: A review with case studies on Australia, Estonia and Singapore. OECD Education Working Papers. https://doi.org/10.1787/f1cb24d5-en
  • Pang, N. S., & Miao, Z. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. Bulgarian Comparative Education Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED574221
  • Tarhan, H., Karaman, A. C., Kemppinen, L., & Aerila, J.-A. (2019). Understanding Teacher Evaluation in Finland: A Professional Development Framework. Australian Journal of Teacher Education, 44(4), 33–50. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1213785

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ahokoski, E., Korventausta, M., Veermans, K., & Jaakkola, T. (2017). Teachers’ Experiences of an Inquiry Learning Training Course in Finland. Science Education International, 28(4), 305–314. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1161524
  • Aleksandra Marcinkiewicz-Wilk, & Ewa Jurczyk-Romanowska. (2018). The development and implementation of ideas of lifelong learning in Europe at the dawn of the 21st century. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D50DCDD
  • Edwards, D., Okitsu, T., Costa, R., & Kitamura, Y. (2017). Regaining legitimacy in the context of global governance? UNESCO, Education for All coordination and the Global Monitoring Report. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 63(3), 403–416. https://doi.org/10.1007/s11159-017-9646-1
  • Fixing No Child Left Behind : testing and accountability : hearing of the Committee on Health, Education, Labor, and Pensions, United States Senate, One Hundred Fourteenth Congress, first session ... January 21, 2015. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001009098
  • Kelly, N., Cespedes, M., Clarà, M., & Danaher, P. A. (2019). Early Career Teachers’ Intentions to Leave the Profession: The Complex Relationships among Preservice Education, Early Career Support, and Job Satisfaction. Australian Journal of Teacher Education, 44(3), 93–113. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1211673
  • Langdon, F., Daly, C., Milton, E., Jones, K., & Palmer, M. (2019). Challenges for principled induction and mentoring of new teachers: Lessons from New Zealand and Wales. London Review of Education, 17(2), 249–265. https://doi.org/10.18546/LRE.17.2.14
  • Manning, R., & Harrison, N. (2018). Narratives of Place and Land: Teaching Indigenous Histories in Australian and New Zealand Teacher Education. Australian Journal of Teacher Education, 43(9), 59–74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1193348
  • Rider, C. I., Thompson, P., Kacperczyk, A., & Tåg, J. (2019). Experience and Entrepreneurship: A Career Transition Perspective. ILR Review, 72(5), 1149–1181. https://doi.org/10.1177/0019793919852919
  • Teachers’ occupational attributes and their psychological wellbeing, job satisfaction, occupational self-concept and quitting intentions. (2018). Teaching and Teacher Education, 71, 145–158. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.12.020
  • Why centralize teacher professional development? Limitations of centralized teacher professional development based on a review of TALIS 2013 results of South Korea. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1158D429
  • World Bank Group. (2018). Growing Smarter : Learning and Equitable Development in East Asia and Pacific. Washington, DC: World Bank Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1805221