• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Февраль

Профессиональный капитал: возможности сборки в образовательных системах мира

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящён современным международным понятиям профессионализма учителя, тому, какие компоненты принято включать в понятие профессионализма в современных международных исследованиях, и как с этими исследованиями можно работать. Курс частично касается и практик построения профессионального капитала в некоторых ведущих образовательных системах мира. Во время освоения курса будет рассмотрена теория понятий «профессиональный капитал» в образовании - история ее возникновения, трактовка в среде современных исследователей, подходы к понятию «профессионального капитала» учителя в контекстах различных образовательных систем, так же как и подходы к понятию «профессионализма». Курс также даст знакомство с некоторыми методами исследования профессионализма учителя с уклоном в качественную методологию. В ходе освоения курса будут предложены к самостоятельному анализу зарубежные статьи о разных аспектах профессии учителя. Основной целью курса можно назвать знакомство слушателей с тем, как исследуют профессию учителя в международном пространстве, какие источники могут быть полезны тем, чья магистерская диссертация связана непосредственно с этим понятием. Курс рассчитан на 190 часов, 150 из которых включает самостоятельную работу. Он будет интересен всем, кто связывает свою магистерскую работу с международными сравнительными исследованиями в описанной области, и в особенности тем, кто склоняется к выбору качественной методологии в магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Осмысление понятия «профессионализма учителя» и его роли в современных международных исследованиях в области образования;
  • Формирование понимания важности таких компонентов как «профессионализм» (professionalism), «профессиональная идентичность» (professional identity), «профессиональная свобода воли» (professional agency) для мотивации учителя и статуса профессии в современной практике;
  • Приобретение навыков и опыта анализа современных исследовательских инструментов, таких как базы данных научного цитирования Sсоpus, WoS, базы данных зарубежной периодики Science Direct, Emerald, Wiley Online Library, Taylor & Francis; навыков работы с современными исследовательскими инструментами OECD, The World Bank; UNESCO, Deloitte
  • Уяснение обучающимися схожестей и различий в существующих современных междуна-родных исследованиях, имеющих отношение к профессионализму учителя
  • Понимание философских концепций качественных методов исследования и умение обосновать собственный выбор данной методологии для своей исследовательской работы
  • Понимание методологических основ качественных методов исследования
  • Умение выявлять сходства и различия между политиками и практиками образовательных систем в области формирования профессионального капитала учителя в изучаемых странах
  • Способность отличать исследовательские вопросы, требующие применения качественных методов для решения поставленных в них задач
  • Умение использовать основные инструменты поиска информации о самых разных компонентах формирования профессионального капитала учителя в различных образовательных системах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет понятия «профессионального капитала» и смежных форм капитала в современной теории «профессионализма», знает основные источники понятий. Знает подходы к понятиям в современных исследованиях.
  • Владеет знаниями об основных международных исследованиях и рейтингах в области измерения качества образовательных систем. Владеет инструментами поиска информации о данных рейтингах, исследованиях. Определяет различия между данными рейтингами/ исследованиями. Определяет критерии, по которым оцениваются системы.
  • Различает основные нормативно-правовые документы, оговаривающие статус, права и обязанности учителя. Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в США. Демонстрирует понимание приоритетов национальной образовательной политики с точки зрения роли учителя.
  • Понимает инструменты поиска информации по темам подготовки, мотивации, роста учителя в странах Азиатского блока. Формирует экспертную оценку по теме основных различий и сходств между рассматриваемыми образовательными системами в отношении роли и статуса учителя в них. Владеет знаниями о современных исследованиях в данной области и приоритетах в них.
  • Понимает методологические основы качественных методов исследования. Отличает исследовательские вопросы, требующие применения качественных методов для решения поставленных в них задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Теория «профессионального капитала» - теория, которой нет. Понятие «профессионализма» учителя – понятие, о котором спорят. Теоретическая рамка. Современные понятия капитала и понятие профессионального капитала в исследованиях.
    Понятие «капитала» с точки зрения разных теоретических подходов: «социальный» (social capital), «человеческий» (human capital), «культурный» (cultural capital), «эмоциональный» (emotional capital), «профессиональный» (professional capital). Теоретическая рамка. Накопление разных форм капитала. Звучание понятия «капитала» в образовании. «Профессиональный капитал учителя» (teacher professional capital) - сравнение образовательных систем мира.
  • Тема 1.2. Современные подходы к понятиям «профессионализма», «карьеры». Исследования в области образования.
    Понятие «профессионализма» (professionalism) в целом и «профессионализма» учителя в частности. Использование в исследованиях понятий «профессионализма» (professionalism), «профессионализации» (professionalization), «профессиональности» (professionality), «профессиональной идентичности» (professional identity), «профессиональной свободы воли» (professional agency): теоретическая рамка, разные аспекты современных исследований. Перечисленные понятия через призму «построения карьеры» (career construction) и «обучения через всю жизнь» (lifelong learning): современные исследования в области образования.
  • Тема 2.1. Ведущие образовательные системы и профессия учителя. Что определяет их статус: сравнение рейтингов и подходов
    Рассмотрение понятия «ведущих» образовательных систем с точки зрения сравнительных международных исследований и рейтингов OECD, World Bank, UNESCO, Pearson, European Commission, Varkey Foundation. Позиция и статус учителя в этих системах – сравнительный анализ. Приоритеты национальных политик в области образования – что определяет роль учителя. Основные современные исследования на тему статуса и благополучия учителя (OECD, World Bank) – что они рассматривают, чему посвящены. Об основном исследовании в области профессионализма учителя – TALIS 2013-2018 (OECD). Международная стандартная классификация образования ISCED. Некоторые инструменты поиска информации в международном контексте.
  • Тема 3.1. Северная Америка: пятьдесят образовательных систем США. Современное состояние системы образования: статус профессии и профессиональный капитал учителя.
    Нормативно-правовая база, определяющая основные приоритеты образовательной политики: нормативно-правовая база, определяющая роль, права и обязанности учителя (ESSA, Title 2), федеральные программы (некоторые кейсы). Профессиональные стандарты учителя, кодексы для учителей и руководителей. Профессиональное развитие педагога: система грантов. Карьерные маршруты. Вход в профессию, инструменты поддержки. Социально-экономическая поддержка педагогов (кейсы), меры повышения статуса профессии. Современные исследования в области.
  • Тема 4.1. Возможности профессии: учитель в странах Азиатского блока. Сингапур: профессия для лучших.
    Государственная политика для лучших. Подготовка учителей, профиль кандидатов, возможности профессии. Профессиональное развитие педагогов и карьерные маршруты, которые предлагает система. Система оценки результатов работы учителя. Решение проблемы неравенства в распределении кадров. Социально-экономический статус профессии. Современные исследования.
  • Тема 4.2. Уроки от ведущей образовательной системы мира: «Как это делает Шанхай?»
    Система образования Китая, государственная политика в области образования, некоторые особенности системы. Особенности профессии, подготовка учителей, этапы карьеры и требования к компетенциям на каждом этапе. Случай Шанхая: почему система является эффективной, на что она направлена, какими привилегиями пользуются учителя. Современные исследования в области подготовки учителей в Шанхае.
  • Тема 5.1. Качественные методы: основные принципы и направления исследований в области изучения учителей
    Эпистемологические обоснования качественных методов. Способы формирования выборки, выбор инструментов и интерпретация. Исследовательские вопросы «качественного характера». Основные направления в качественных методах исследования. Наиболее часто используемые программы для интерпретации данных. Тренды в исследовании учителей с помощью качественных методов в международном пространстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Перечень тем для эссе предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LM Объем содержательного текста не более 2000 знаков без пробелов.
  • неблокирующий Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре
    Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре. Объем содержательного текста не более 3000 знаков без пробелов. Перечень статей предлагается преподавателем через систему LMS/ требования размещаются преподавателем в системе LMS в опции «проекты»\ тексты эссе размещаются к определенному сроку в LMS
  • неблокирующий Аудиторная работа в группах
    Аудиторная работа в группах по идентификации стран по описанным образовательным политикам В процессе выполнения допускается использование любых дополнительных материалов (информационных, аналитических и т.д.) и средств передачи информации.
  • неблокирующий Доклады
    Доклады – презентации по сравнительному анализу образовательных политик двух разных стран Формат доклада : не более 20 слайдов с презентацией на 10 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аннотация к текстам научных статей по заданной структуре + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ben Arbaugh, J., Asarta, C. J., Hwang, A., Fornaciari, C. J., & Charlier, S. D. (2019). Business and Management Education Research: Developing and Assessing Research Streams Using Legitimation Code Theory. Academy of Management Learning & Education, 18(3), 433–456. https://doi.org/10.5465/amle.2017.0217
  • Examining the policies and priorities of the U.S. Department of Education : hearing before the Committee on Education and the Workforce, U.S. House of Representatives, One Hundred Fourteenth Congress, second session, hearing held in Washington, DC, February 24, 2016. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001025200
  • Gavin W. Fulmer, Hye-Eun Chu, & Sonya N. Martin. (2018). The Potential of Teacher-Led Research: Teachers’ Action Research Collaborations in Science Education in Singapore. Asia-Pacific Science Education, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s41029-018-0024-5
  • Liang, X., Kidwai, H., & Zhang, M. (2016). How Shanghai Does It : Insights and Lessons from the Highest-Ranking Education System in the World. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.662703B8
  • Nicholas Sun-keung Pang, & Zhuang Miao. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. BCES Conference Books, 93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.61f2882821c4f91ab7149e6bbfefea2
  • Nóra Révai. (2018). What difference do standards make to educating teachers?: A review with case studies on Australia, Estonia and Singapore. OECD Education Working Papers. https://doi.org/10.1787/f1cb24d5-en
  • Pang, N. S., & Miao, Z. (2017). The Roles of Teacher Leadership in Shanghai Education Success. Bulgarian Comparative Education Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED574221

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fixing No Child Left Behind : testing and accountability : hearing of the Committee on Health, Education, Labor, and Pensions, United States Senate, One Hundred Fourteenth Congress, first session ... January 21, 2015. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.001009098
  • Kelly, N., Cespedes, M., Clarà, M., & Danaher, P. A. (2019). Early Career Teachers’ Intentions to Leave the Profession: The Complex Relationships among Preservice Education, Early Career Support, and Job Satisfaction. Australian Journal of Teacher Education, 44(3), 93–113. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1211673
  • Rider, C. I., Thompson, P., Kacperczyk, A., & Tåg, J. (2019). Experience and Entrepreneurship: A Career Transition Perspective. ILR Review, 72(5), 1149–1181. https://doi.org/10.1177/0019793919852919
  • Teachers’ occupational attributes and their psychological wellbeing, job satisfaction, occupational self-concept and quitting intentions. (2018). Teaching and Teacher Education, 71, 145–158. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.12.020