• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективные коммуникации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Писаренко Ирина Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

В современной ситуации, когда меняется не только парадигма взаимодействия в системе «руководитель-подчиненные», но и способы коммуникации между людьми, возникает необходимость освоения новой практики построения коммуникативных процессов в любой организации. Возможности среды (в том числе её виртуализация) существенно расширяют диапазон умений, которыми должен обладать современный специалист, работающий в человекоцентрированных областях экономики. Данная дисциплина ориентирована на формирование компетенций, помогающих руководителю образовательного учреждения построить эффективное взаимодействие с разными целевыми группами на трёх уровнях: социальном, профессиональном, личностном. В процессе обучения слушатели познакомятся с основными принципами организации продуктивной коммуникации, психологическими механизмами, детерминирующими характер межличностных отношений, спецификой взаимодействия с социальными партнерами, коллегами, подчиненными. Особое внимание уделяется дистанционным технологиям в управлении образованием, работе с визуальным оформлением образовательной среды, принципам оценки и создания эффективно работающего сайта. В связи с тем, что руководитель образовательной организации является публичной персоной, часть занятий посвящена вопросам формирования его имиджа и взаимодействию со СМИ. Большинство занятий предполагают интерактивный режим, использование тренингов и кейсов, разработку мини-проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины - сформировать компетенции руководителей ОУ, связанные с эффективным использованием возможностей современных коммуникационных (включая дистанционные) технологий в образовательном процессе и управлении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает критерии оценки качества дистанционного взаимодействия. Умеет провести экспертизу сайта образовательной организации. Понимает этику дистанционного взаимодействия посредством форумов, электронной почты и социальных сетей.
  • Ориентируется в проблемном поле коммуникационной деятельности. Понимает роль коммуникации в управленческой деятельности.
  • Знает особенности профессионального взаимодействия. Понимает законы и психологические механизмы взаимодействия людей и социальных групп.
  • Знает специфику взаимодействия с разными целевыми группами. Умеет планировать коммуникацию с представителями разных возрастных, национальных и профессиональных групп и людьми разного пола.
  • Знает принципы создания электронных видеоресурсов, Понимает механизмы восприятия целевой группы. Умеет создавать вебинар,
  • Знает принципы эффективной коммуникации с семьёй ученика. Умеет создавать программу развития коммуникации в образовательном учреждении.
  • Имеет представление о роли имиджа организации и её руководителя. Знает принципы формирования имиджа. Умеет проектировать процесс формирования имиджа руководителя образовательной организации.
  • Знает специфику взаимодействия с разными типами СМИ. Умеет создавать пресс-релиз о событии в образовательной организации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Проблемное поле современной коммуникации в социуме и системе образования.
    Роль коммуникации в современном информационном мире. Основные проблемы во взаимодействии социальных институтов, организаций и людей, детерминированные неэффективной коммуникацией.
  • Психология эффективного взаимодействия: социальный, профессиональный, личностный уровень.
    Психологические особенности социального взаимодействия. Специфика профессионального взаимодействия. Личность и коммуникация: механизмы, особенности, проблемы. Риски неэффективной коммуникации.
  • Специфика взаимодействия с разными национальными, социальными, профессиональными группами: этико-культурный аспект.
    Особенности деловой коммуникации с представителями разных конфессий. Взаимодействие с детьми и взрослыми. Пост роение сотрудничества с социальными партнерами. Методы вовлечения людей в совместную деятельность. Приемы эффективной коммуникации. Этические нормы взаимодействия
  • Тема 4. Психология дистанционной коммуникации
    Психологические основы дистанционного взаимодействия. Виды дистанционного влияния на целевые группы. Соцсети, сайты, электронная переписка. Этика дистанционного делового общения. Специфика поведения собеседников при дистанционном взаимодействии. Коммуникационный потенциал печатной продукции. Принципы создания эффективной рекламной продукции. Комм у- никационный потенциал сайта образовательной организации. Принципы создания сайтов. Организация деятельности по поддержанию сайта и форума образовательного учреждения.
  • Тема 5. Создание электронных коммуникативно-образовательных продуктов
    Коммуникационный потенциал электронной и видеопродукции. Психология восприятия электронных средств коммуникации. Принципы создания вебинаров. Основные ошибки в создании вебинаров и видео-обращений к целевой группе.
  • Тема 6. Управление коммуникацией в образовательной организации
    Проектирование работы по развитию коммуникации: принципы, подходы, проблемы. Система работы с семьей в образовательном учреждении. Методы повышения уровня коммуникационной компетентности сотрудников.
  • Тема 7. Управление имиджем образовательной организации
    Роль имиджа в построении профессиональной коммуникации. Основные составляющие имиджа (постоянные и переменные). Понятие миссии образовательного учреждения. Взаимосвязь миссии и имиджа образовательного учреждения. Имидж руководителя организации: принципы формирования. Основные ошибки в имиджевой политике.
  • Тема 8. Взаимодействие со СМИ.
    Роль СМИ в развитии коммуникационных процессов организации. Специфика взаимодействия со СМИ разного типа. Принципы общения с журналистами. Принципы разработки пресс-релизов и создания информационных поводов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    Оценка сайта ОУ (не менее 3, разного типа)
  • неблокирующий контрольная работа
    Разработка и решение кейса
  • неблокирующий Домашнее задание
    Создание вебинара на 10 минут
  • неблокирующий Домашнее задание
    Создание рекламного буклета организации
  • неблокирующий Итоговое задание
    Программа повышения эффективности коммуникации в ОУ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговое задание + 0.2 * контрольная работа + 0.1 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гавра Д. П.-ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-231-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06317-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
  • Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / Гнатюк О.Л. — Москва : КноРус, 2010. — 255 с. — ISBN 978-5-406-00229-2. — URL: https://book.ru/book/260638 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Гузикова М. О., Фофанова П. Ю.-ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-121-Университеты России-978-5-534-09551-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovy-teorii-mezhkulturnoy-kommunikacii-441444
  • Корягина Н. А.-САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-225-Высшее образование-978-5-534-11562-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Семенова Л. М.-ИМИДЖМЕЙКИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-141-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-11004-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/imidzhmeyking-444427
  • Собольников В. В.-НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-164-Университеты России-978-5-534-05922-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
  • Шарков, Ф.И. Деловые коммуникации : учебник / Шарков Ф.И., Комарова Л.В. — Москва : КноРус, 2018. — 222 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-06115-2. — URL: https://book.ru/book/926567 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Ильясова С.В., Амири Л.П. — Язык СМИ и рекламы: игра как норма и как аномалия: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2075-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91035
  • Гурьев, С.В. Современное дистанционное обучение. : монография / Гурьев С.В. — Москва : Русайнс, 2018. — 117 с. — ISBN 978-5-4365-2573-0. — URL: https://book.ru/book/930103 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Ильин, А.С. Реклама в коммуникационном процессе. : курс лекций / Ильин А.С. — Москва : КноРус, 2017. — 141 с. — ISBN 978-5-390-00396-1. — URL: https://book.ru/book/921459 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 549 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59e45e228d2a80.96329695. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1025485
  • Корягина Н. А., Антонова Н. В., Овсянникова С. В.-ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-440-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03322-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-obscheniya-432891
  • Кошлякова М. О. Технологии формирования имиджа [Электронный ресурс] / М. О. Кошлякова. - М.: РГУТиС, 2008. - 128 с. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.-СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-299-Авторский учебник-978-5-534-10600-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/semya-v-sisteme-socialnyh-institutov-obschestva-430897
  • Сафонов В. А.-СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-395-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-01455-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnoe-partnerstvo-432111
  • Собольников В. В., Костенко Н. А. ; Под ред. Собольникова В.В.-ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-202-Профессиональное образование-978-5-534-06957-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/etika-i-psihologiya-delovogo-obscheniya-441942
  • Яскевич Я. С., Васюков В. Л.-ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-246-Авторский учебник-978-5-534-06921-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-problemy-socialnoy-kommunikacii-442126