• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегическое управление образованием: проектные решения

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - Управление образовательными системами; - Теория и механизмы современного государственного управления; - Разработка и принятие управленческих решений; - НИС "Современные исследования образования"; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Управление инновациями и социальными изменениями; - Экономика общественного сектора; - Институциональные основы образовательной политики; - Научно-исследовательская практика "Оценка качества образовательных систем".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
  • сформировать у магистрантов понимание и умение рассмотрения организационных образовательных феноменов в качестве систем
  • помочь магистрантам в выявлении и использовании специфики образовательных организаций для целей стратегического управления образованием
  • создать условия для освоения магистрантами возможностей проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями; -вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти-кейса «Национальный проект «Образование»
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • определяет управленческие стратегии как явления
  • идентифицирует стратегии на любом уровне управления образованием
  • адаптируется к существующим на различных уровнях управления стратегиям и участвует в их совершенствовании и реализации
  • демонстрирует навыки разработки и реализации управленческих проектов в контексте реализации национального проекта «Образование»
  • демонстрирует понимание системной сущности развития организации
  • идентифицирует образовательную систему в качестве «мультиразумной» системы
  • демонстрирует знание одномоментного полипарадигмального бытия организации
  • транслирует идею о примате внутреннего потенциала в организационном развитии
  • демонстрирует знание, что институциональный уровень управления – четвертый уровень в традиционной управленческой иерархии в образовательной сфере
  • идентифицирует организации со слабыми связями
  • демонстрирует понимание диалектики базовых процессов в образовательной организации, определяет «хозяев» базовых процессов
  • использует инструментарий управления изменениями в организациях со слабыми связями
  • способен описать специфику проявления различных типов организационных культур в организациях со слабыми связями, роль феномена доверия как основы организационной культуры в образовательной организации
  • демонстрирует понимание консультационной деятельности как работы по синтезу результатов исследования внешней и внутренней среды организации
  • транслирует знания проблем и приоритетов консультационной деятельности
  • владеет основами методологии организационного консультирования
  • демонстрирует навыки разработки проектов внедрения изменений в деятельность консультируемой организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1 Понятие стратегии
    - Подход И.Ансоффа.- Подход «Сунь – Цзы». – Полипарадигмальный подход в стратегировании.- Персонализация как ценностная основа стратегирования.- Стратегия как вневременной и «надпредметный» феномен».- Стратегия как система.
  • 1.2 Типология управленческих стратегий в образовании
    -«Пентастратегический» анализ управленческой действительности в образовании: - «бонапартистская» стратегия.- «Франция – это я!». – Изменение действительности согласно своим ценностям; - «рыночная» стратегия. «Оседлание волны» через адаптацию к внешним изменениям. – «Я тебя вижу…». Изменение собственных ценностей в контексте системных изменений; - «карнавальная» стратегия «персонализации» изменений.- «Разрыв дистанции».- М.М.Бахтин – Ф.М.Достоевский – Ф.Рабле; - «бескомпромиссная» стратегия на основе конвенции кемп – дэвидского типа. «Каждый получает главное»; - стратегия «параллельного мира» или «отдельной реальности». – Подход Туве Янсон
  • 1.3 Стратегический анализ мульти–кейса «Национальный проект «Образование»
    - Определение приоритетных стратегий по уровням управления и направлениям реализации в рамках «коробочного решения»
  • 2.1. Системный подход и комплексный подход
    – В чем разница? Феномен системности. Большая система. – Все ли большие системы – сложные? Базовые характеристики сложности. – «Живое» - основа сложности. Понятие системного качества. Генезис представлений об организации. Образовательная организация и образовательное учреждение. – Найдите n отличий! Миссия организации как аннотация системности. – Характеристика «тектологических» границ сложной системы. – «Методология А.А.Богданова».
  • 2.2 Полипарадигмальность бытия образовательной организации
    - Парадигмы организационного развития. – Технократическая: Его Величество Аналог. - Естественно – научная: Его Величество Эксперимент. – Гуманистическая: Его Величество Ученик. – Эзотерическая: Его Величество: Учитель. Организационное развитие: стадии и инструменты.
  • 2.3 Методология Р.Акоффа и Д.Гараедаги – социально – личностный компромисс организационного бытия. «Циркулирующие» организации по Р.Акоффу
    – Примат согласованных внутренних субъективных ценностей организации над целями надсистем в процессе организационного развития и вероятные сценарии развития событий на «тектологических границах». – Подход Гараедаги: Мультиразумные системы. – «1000 оттенков серого» в организационном развитии.
  • 2.4 Методология И.К. Адизеса
    – «Организационные квазиорганизмы». «Человеческий» жизненный цикл организации. Концепции методологии Адизеса: формула организационного успеха; законы трансформации организации; анализ организационного поведения; 11 шагов «Программы Адизеса»; формула организационного восприятия реальности.
  • 2.5 Специфика институционального уровня управления образованием
    – Анализ мульти–кейса «Национальный проект «Образование».- Прямые и опосредованные связи институционального уровня. Интерпретация входящей и исходящей управленческой информации на уровне образовательной организации в контексте реализации нацпроекта
  • 3.1 Философия организационного развития. Постмодернистский дискурс
    – «Организация – симулякр». (Система, неравная самой себе, в поведении обладающая полной свободой интерпретаций). – «Методология Ницше – Дерриды». – «Казус Кастанеды» (Летающий Ученик Нагваля). Метафоричность организационного бытия. – «Методология Капры – Налимова».– «Карнавальность» - базовая логика организационного развития современных образовательных систем. – «Методология Ф.М.Достоевского – М.М.Бахтина- Ф.Рабле». Понятие «организации со слабыми связями». - Модель М.Грановеттера. – Нелинейный характер управления организацией со слабыми связями.- Понятие базовых и периферийных процессов образовательной организации. – Определение «хозяев» базовых процессов.
  • 3.2 Изменения. Проблемы управления изменениями. Четыре этапа изменения. Правила эффективности изменений. «Модель Грейнера»
    – Модель процесса успешного управления изменениями. – 8 шагов управления изменениями («Модель Коттера»). Использование методология системно – деятельностной игры (СДИ) в процессе внедрения изменений. - СДИ – событие – эффективный способ мотивации персонала образовательной организации к внедрению изменений. Специфика управления изменениями в образовательной организации. – Учет нелинейного характера слабых связей между базовыми процессами.
  • 3.3 Модели организационной культуры
    – «Модель рефрейминга» (Болмэн – Дил). – «Уровневая модель» (Э.Шейн). – «Рискологическая модель» (Дил – Кеннеди). – «Корпоративная религия» (Й.Кунде). – «Репутационная модель» (Barrett). – «Социально созданная реальность» (Модель Коттера – Хескетта). – «Модель конкурирующих ценностей» (Кэмэрон – Куинн). – «Человекоориентированная модель» (Р.Гэлэгер). – «Синтетическая модель» (Денисон). Специфика проявления различных типов организационных культур в образовательной организации. Феномен доверия в организации со слабыми связями.- Поиск триггеров для мотивации участия в процессе реализации субъектов персонального уровня управления национальным проектом «Образование» (учителей, обучающихся, методистов, линейных руководителей в образовательных организациях).
  • 4.1 Сущностная характеристика проекта
    Сущностная характеристика проектакак процесса и системы: инновационность, конкретная цель и результат, определенная продолжительность выполнения (начало, конец), ограничения по ресурсам, участие разнообразных специалистов, командная работа. Связь проекта с изменениями: технологий, окружающей среды организации, с людьми. Критерии успеха проекта: связь с ресурсами организации, жизненным циклом, философией и культурой организации.Управление изменениями в проекте: мониторинг изменения внешней среды проекта; прогнозирование изменений и оценка их влияния на проект; разработка стратегии и планов защиты проекта от рисков и воздействия внешней среды; определение необходимых изменений; контроль изменений и проверка эффективности достижения целей посредством осуществленных изменений. Инновационный проект: сущность, виды и содержание. Сущность и принципы управления инновационным проектом Порядок разработки инновационного проекта. Управление реализацией инновационного проекта.Специфика инновационного управленческого проектирования в контексте реализации национального проекта «Образование».
  • 4.2 Уровни управления образованием и направления реализации национального проекта «Образование»
    – Специфика проектной управленческой работы по уровням: федеральному, региональному, муниципальному, институциональному, персональному.- Направления «коробочных» проектных решений (системных изменений): управление, содержание образования, инфраструктура, кадры. – Содержательные проектные контексты – 10 федеральных проектов.
  • 4.3 Исследование внешней среды проектного управления
    – Внешняя среда и адаптация организационной системы. - Анализ внешней среды («дальней»). - Факторы: политические, экономические, социокультурные, технологические. – Анализ внешней среды («ближней»). – Факторы: поставщики, потребители, конкуренты. – Методы исследования внешней среды организации. SWOT – анализ – разработка сценарных матриц согласования возможностей и ограничений внутреннего потенциала организации, возможностей и рисков внешней среды. – PEST – анализ – исследование организационного макроокружения.
  • 4.4 Исследование внутренней среды проектного управления
    – Внутренняя среда образовательной организации как основной стратегический ресурс ее развития. – ПриМ–анализ («переработка ресурсов и менеджмент») - приоритетный метод анализа внутриорганизационной среды. – Анализ характеристик менеджмента: уровня стратегии, качества торговой марки («брента»), организационной культуры, имиджа, структуры затрат, инновационности проектных продуктов). – Анализ параметров «переработки ресурсов» в организации: времени, финансов, персонала, энергии, материальных ценностей, информации, духовных ценностей.
  • 4.5 Разработка многоаспектного инновационного мультипроекта управления национальным проектом «Образование»
    - Проектный продукт включает в себя: - графическое изображение схемы прохождения информационных потоков по различным уровням управления национальным проектом. Графика дополняется описаниями специфики интерпретаций содержания информационных потоков на входе и выходе на каждом из уровней. Отдельно анализируется содержание прямой и опосредованной информации, характеризуются ее источники; - пять факторных матриц, являющихся факторными кластерами. Матрицы содержат 120 факторов, заполнение и анализ которых позволяет выявить наиболее значимые для успешной реализации национального проекта по уровням и направлениям факторы и факторные кластеры; - пять инновационных управленческих проектов, разрабатываемых на основе содержания факторных матриц, с учетом результатов факторного и кластерного анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. реферат
  • неблокирующий Created with Sketch. эссе
  • неблокирующий Created with Sketch. мини–доклад (коллоквиум)
  • неблокирующий Created with Sketch. Групповой проект
    Оценка, которую выставляет преподаватель за разработку группового проекта, является одинаковой для всех участников каждой группы, выполнявшей задание.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Групповой проект + 0.3 * мини–доклад (коллоквиум) + 0.15 * реферат + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новые размышления о менеджменте, Адизес, И., Постриган, Н., 2016
  • Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги Дж., 2011
  • Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., Виноградов, В.Н., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goldsmith, M., & Reiter, M. (2015). Triggers : Creating Behavior That Lasts——Becoming the Person You Want to Be (Vol. First edition). [New York]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=839903
  • Организационная психология. Человек и организация, Геберт Д., Розенштиль, Л., 2006
  • Стратегический менеджмент. Классическое издание, Ансофф И., 2009
  • Янбулатова, О., Гордиенко, С., Энис, А., & Кирса, Т. (2007). Основы проектного менеджмента и управление проектами в ОАО хк «Якутуголь». Горный Информационно-Аналитический Бюллетень (Научно-Технический Журнал), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14678761