• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология образования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Автор программы


Вейхер Андрей Алексеевич
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины изучаются основы социологического анализа на микроуровне – в коллективе образовательной организации и окружающей его социальной среде, с выявлением различий интересов социальных групп, соответствующих им социальных норм, ролей и статусов. Доказывается необходимость применения социологического подхода при решении большинства задач управления кадрами, взаимодействия с родителями учащихся и др. Рассматриваются современные представления социологии о месте образования как института и отрасли на уровне общества в целом (макроуровень) . Объясняются многие изменения статуса образовательной деятельности (включая, снижение авторитетности профессии учитель) как неизбежные следствия роста доступности образования всех уровней и связанных с этим несовпадающих, асинхронных изменений в системе социальных норм общества. Методы практического использования социологического знания (специального сбора данных /включая опросы и другие технологии, основных способов их обработки и представления итогов изучения) изучаются с упором на понимание содержательных аспектов показателей и процедур оценки состояния и взаимосвязей объектов управления, тенденций их изменения. Показывается, как при постановке задач педагогического, экономического, управленческого и иного изучения образовательных систем можно и нужно проводить социологические исследования, как результаты таких исследований следует дорабатывать для использования специалистами и руководителями без социологической квалификации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социология образования»является овладение студентами знаниями: - о возможностях применения в управлении сферой образования социологических знаний для оценки ситуаций,обоснования управленческих решений и оценке их выполнения; - о современных методах и технологиях сбора, анализа и интерпретации данных, которыми может быть получена социологическая информация, позволяющая разрабатывать управленческие решения и оценивать результативность их выполнения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Строит логическую модель ситуации, подлежащей управлению, с использованием понятий, отражающих социальные роли и отношения участников ситуации, факторы воздействия на неё Находит в профессиональных источниках сведения об опыте изучения нужной темы и в любых доступных источниках данные, которые могут быть интерпретированы социологически.
  • Составляет программу и техзадание на проведение социологического исследования (соц. части комплексного проекта), обосновывает свой статус в проведении работы и возможный статус результатов. Критически оценивает варианты программ и ТЗ.
  • Оценивает релевантность метода получения информации задачам исследования. Составляет, пилотирует и дорабатывает опросник (работа в группе). Рекрутирует респондентов для опроса в технике GoogleDocs.
  • Проводит все стадии обработки полученной информации и оформления для презентации результатов исследования (групповая работа). Оценивает различные уровни валидности полученных результатов.
  • Использует результаты социологического исследования для оценивания ситуаций и их возможного развития в целях решения экономических, организационных, информационных задач управления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.
    Социологическое понимание образовательных явлений и процессов: субъекты и роли, агенты и институты, потребности и интересы, нормы и ценности, социальные и иные группы, воспроизводство отношений, культура и социализация, развитие и инновации, деятельностно-активистский подход как синтез макро- и микро-, Quan- и Qualсоциологии.
  • Тема 2.
    Организация социологической работы в сфере образования: социальный заказ, экспертный или включенный статус исполнителя, программа и техзадание, отчетная и рабочая документация (базы данных) – источник данных для социологии (особо - списки для выборок), защита личных данных и анонимности, мотивация тех, кого обследуют, доступ к результатам обследований
  • Тема 3.
    Основные методы сбора информации в социологических исследования: релевантность методов и их оценка – преимущества и недостатки базовых техник (опросы / анкета, интервью, фокус-группа/, первичные документы, наблюдение), вторичное рассмотрение госстатистики и иной публичной информации,mixedmethods. Техники проведения выборки для индивидуальных опросов.
  • Тема 5.
    Применение социологических подходов в комплексных исследованиях образовательной сферы: перевод выводов из терминологии социологии в термины той дисциплины, которая используется для данной задачи управления.
  • Тема 4.
    Обработка, представление и интерпретация результатов социологического изучения в сфере образования: валидность полученных данных, варианты оценки представительности для разных задач, использование открытых и полуоткрытых вопросов для выявления качественно новых вариантов ответов, ограничения релевантности показателей математической статистики, табличные, индикаторные и графические формы представления связей переменных основных шкал.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестовое задание "Связи между понятиями социологии"
    В тесте предлагается 10 пар понятий ; время выполнения- 10 минут ; максимальная оценка – 3 балла
  • неблокирующий Тест "Социологические термины для ситуации"
    Тест из 12 вопросов на 6 минут. Предлагается описание повседневного явления, события, требуется выбрать социологические термины из 12 предложенных, которые отражают данное явление
  • блокирует часть оценки/расчета Тест "Выбор типа шкал описания социальных явлений"
    Тест длится 10 минут и состоит из 5 вопросов с разным количествои правильных ответов, т.к..для описания некоторых социальных явлений может использоваться несколько разных шкалы. Подсчитывается количество правильных ответов по всем 5ти вопросам.
  • неблокирующий Тест "Соответствие типа метода сбора инфрмации исследовательской задаче"
    Тест состоит из 10 вопросов, без ограничения по времени.
  • неблокирующий Домашнее задание "Организация и проведение опроса"
  • неблокирующий Домашнее задание "Интерпретация таблицы по результатам исследования"
  • неблокирующий Экзамен в форме теста
    Тест из 20 вопросов по всем темам курса на 80 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.108 * Домашнее задание "Интерпретация таблицы по результатам исследования" + 0.06 * Домашнее задание "Организация и проведение опроса" + 0.108 * Тест "Выбор типа шкал описания социальных явлений" + 0.108 * Тест "Соответствие типа метода сбора инфрмации исследовательской задаче" + 0.108 * Тест "Социологические термины для ситуации" + 0.108 * Тестовое задание "Связи между понятиями социологии" + 0.4 * Экзамен в форме теста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Готлиб, А. С. Введение в социологическое и с следование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. С. Готлнб. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 382 с.– ISBN 978-5-89349-760-1. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047517 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047517

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б.-СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд.-М.:Издательство Юрайт,2019-307-Антология мысли-978-5-534-06587-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077