• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. В ходе освоени я учебной дисциплины студенты должны овладеют следующими знаниями и компе-тенциями: • смогут выявлять и описывать процессы, происходящие в сфере образования, объяснять их причины и прогнозировать возможное развитие этих процессов на ближайшую и среднесрочную перспективу; • будут иметь представление о развитии современных взглядов на проблемы развития образования в России; • смогут применять системный подход при изучении основных проблем развития образования на основе проектного менеджмента; • приобретут навык критического оценивания информации о различных аспектах развития образования; • смогут объяснять значение национальных особенностей функционирования и развития образования и актуальность проектного менеджмента при формировании стратегий развития образования; • демонстрировать ориентацию в профессиональных источниках информации (журналах управленческой направленности, образовательных порталах и сайтах)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
  • Сформировать у магистрантов понимание и умение рассмотрения организационных образовательных феноменов в качестве систем
  • Помочь магистрантам в выявлении и использовании специфики образовательных организаций для целей стратегического управления образованием
  • Создать условия для освоения магистрантами возможностей проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями
  • Вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти-кейса «Национальный проект «Образование»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет управленческую стратегию как явление
  • Идентифицирует стратегию на любом уровне управления образованием
  • Проявляет адаптацию к существующим на различных уровнях управления стратегиям и участие в их совершенствовании и реализации
  • Разрабатывает и реализует управленческие проекты в контексте реализации национального проекта «Образование»
  • Демонстрирует понимание системной сущности развития организации
  • идентифицирует образовательную систему в качестве "мультиразумной" системы
  • Проявляет осознание одномоментного полипарадигмального бытия организации
  • Принимает идею о примате внутреннего потенциала в организационном развитии
  • Демонстрирует осознание, что институциональный уровень управления – четвертый уровень в традиционной управленческой иерархии в образовательной сфере
  • Идентифицирует организации со слабыми связями
  • Проявляет понимание диалектики базовых процессов в образовательной организации, определяет «хозяев» базовых процессов
  • Использует инструментарий управления изменениями в организациях со слабыми связями
  • Демонстрирует осознание специфики проявления различных типов организационных культур в организациях со слабыми связями, роли феномена доверия как основы организационной культуры в образовательной организации
  • Проявляет понимание консультационной деятельности как работы по синтезу результатов исследования внешней и внутренней среды организации
  • Демонстрирует знания проблем и приоритетов консультационной деятельности
  • Демонстрирует знания основ методологии организационного консультирования
  • Разрабатывает проекты внедрения изменений в деятельность консультируемой организации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Феномен стратегического управления в образовании. Тема 1.1 Понятие стратегии.
    - Подход И.Ансоффа.- Подход «Сунь – Цзы». –Полипарадигмальный подход в стратегировании.- Персонализация как ценностная основа стратегирования.- Стратегия как вневременной и «надпредметный» феномен».- Стратегия как система.
  • Раздел 1. Феномен стратегического управления в образовании. Тема 1.2 Типология управленческих стратегий в образовании.
    «Пентастратегический» анализ управленческой действительности в образовании: - «бонапартистская» стратегия.- «Франция – это я!». – Изменение действительности согласно своим ценностям; - «рыночная» стратегия. «Оседлание волны» через адаптацию к внешним изменениям. – «Я тебя вижу…». Изменение собственных ценностей в контексте системных изменений; - «карнавальная» стратегия «персонализации» изменений.- «Разрыв дистанции».- М.М.Бахтин – Ф.М.Достоевский – Ф.Рабле; - «бескомпромиссная» стратегия на основе конвенции кемп – дэвидского типа. «Каждый получает главное»; - стратегия «параллельного мира» или «отдельной реальности». – Подход Туве Янсон.
  • Раздел 1. Феномен стратегического управления в образовании. Тема 1.3 Стратегии, применяемые на различных уровнях управления в ходе реализации национального проекта «Образование».
    Стратегический анализ мульти – кейса «Национальный проект «Образование». - Определение приоритетных стратегий по уровням управления и направлениям реализации в рамках «коробочного решения».
  • Раздел 2. Образовательные организации как «мультиразумные» системы». Тема 2.1 Организация как «мультиразумная» система. Диалектика «живого» и «неживого» в становлении феномена организации».Блокчейн как форма существования «мультиразумных» систем.
    Системный подход и комплексный подход. – В чем разница? Феномен системности. Большая система. – Все ли большие системы – сложные? Базовые характеристики сложности. – «Живое» - основа сложности. Понятие системного качества. Генезис представлений об организации. Образовательная организация и образовательное учреждение. – Найдите n отличий! Миссия организации как аннотация системности. – Характеристика «тектологических» границ сложной системы. – «Методология А.А.Богданова».
  • Раздел 2. Образовательные организации как «мультиразумные» системы». Тема 2.2 Парадигмы организационного развития. Полипарадигмальность как свойство образовательных систем.
    Полипарадигмальность бытия образовательной организации. - Парадигмы организационного развития. – Технократическая: Аналог. - Естественно – научная: Эксперимент. – Гуманистическая: Ученик. – Эзотерическая: Учитель. Организационное развитие: стадии и инструменты.
  • Раздел 2. Образовательные организации как «мультиразумные» системы». Тема 2.3 Методология Акоффа – Гараедаги» в исследовании организаций.
    Методология Р.Акоффа и Д.Гараедаги – социально – личностный компромисс организационного бытия. «Циркулирующие» организации по Р.Акоффу. – Примат согласованных внутренних субъективных ценностей организации над целями надсистем в процессе организационного развития и вероятные сценарии развития событий на «тектологических границах». – Подход Гараедаги: Мультиразумные системы. – «1000 оттенков серого» в организационном развитии.
  • Раздел 2. Образовательные организации как «мультиразумные» системы». Тема 2.4 Методология Адизеса «Организмический» жизненный цикл организации.
    Методология И.К. Адизеса. – «Организационные квазиорганизмы». «Человеческий» жизненный цикл организации. Концепции методологии Адизеса: формула организационного успеха; законы трансформации организации; анализ организационного поведения; 11 шагов «Программы Адизеса»; формула организационного восприятия реальности.
  • Раздел 2. Образовательные организации как «мультиразумные» системы». Тема 2.5 Специфика институционального уровня управления образованием (В контексте управления реализацией национального проекта «Образование»).
    Специфика институционального уровня управления образованием. – Анализ мульти – кейса «Национальный проект «Образование».- Прямые и опосредованные связи институционального уровня. Интерпретация входящей и исходящей управленческой информации на уровне образовательной организации в контексте реализации нацпроекта.
  • Раздел 3. Управление образовательными организациями как «организациями со слабыми связями». Тема 3.1 Философия организационного развития. Модель М.Грановеттера.
    Философия организационного развития. Постмодернистский дискурс. – «Организация – симулякр». (Система, неравная самой себе, в поведении обладающая полной свободой интерпретаций). – «Методология Ницше – Дерриды». – «Казус Кастанеды» (Летающий Ученик Нагваля). Метафоричность организационного бытия. – «Методология Капры – Налимова».– «Карнавальность» - базовая логика организационного развития современных образовательных систем. – «Методология Ф.М.Достоевского – М.М.БахтинаФ.Рабле». Понятие «организации со слабыми связями». - Модель М.Грановеттера. – Нелинейный характер управления организацией со слабыми связями.- Понятие базовых и периферийных процессов образовательной организации. – Определение «хозяев» базовых процессов.
  • Раздел 3. Управление образовательными организациями как «организациями со слабыми связями». Тема 3.2 Специфика управления изменениями в образовательной организации.
    Изменения. Проблемы управления изменениями. Четыре этапа изменения. Правила эффективности изменений. «Модель Грейнера». – Модель процесса успешного управления изменениями. – 8 шагов управления изменениями («Модель Коттера»). Использование методология системно–деятельностной игры (СДИ) в процессе внедрения изменений. - СДИ – событие – эффективный способ мотивации персонала образовательной организации к внедрению изменений. Специфика управления изменениями в образовательной организации. – Учет нелинейного характера слабых связей между базовыми процессами.
  • Раздел 3. Управление образовательными организациями как «организациями со слабыми связями». Тема 3.3 Феномен организационной культуры в образовательной организации.
    Модели организационной культуры. – «Модель рефрейминга» (Болмэн – Дил). – «Уровневая модель» (Э.Шейн). – «Рискологическая модель» (Дил – Кеннеди). – «Корпоративная религия» (Й.Кунде). – «Репутационная модель» (Barrett). – «Социально созданная реальность» (Модель Коттера – Хескетта). – «Модель конкурирующих ценностей» (Кэмэрон – Куинн). – «Человекоориентированная модель» (Р.Гэлэгер). – «Синтетическая модель» (Денисон). Специфика проявления различных типов организационных культур в образовательной организации. Феномен доверия в организации со слабыми связями.- Поиск триггеров для мотивации участия в процессе реализации субъектов персонального уровня управления национальным проектом «Образование» (учителей, обучающихся, методистов, линейных руководителей в образовательных организациях).
  • Раздел 4. Проектное управление в образовании: диалектика уровней и направлений. Тема 4.1 Проектное управление в процессе разработки и диссеминации инновационных проектных продуктов (В контексте реализации национального проекта «Образование»).
    Сущностная характеристика проекта как процесса и системы: инновационность, конкретная цель и результат, определенная продолжительность выполнения (начало, конец), ограничения по ресурсам, участие разнообразных специалистов, командная работа. Связь проекта с изменениями: технологий, окружающей среды организации, с людьми. Критерии успеха проекта: связь с ресурсами организации, жизненным циклом, философией и культурой организации. Управление изменениями в проекте: мониторинг изменения внешней среды проекта; прогнозирование изменений и оценка их влияния на проект; разработка стратегии и планов защиты проекта от рисков и воздействия внешней среды; определение необходимых изменений; контроль изменений и проверка эффективности достижения целей посредством осуществленных изменений. Инновационный проект: сущность, виды и содержание. Сущность и принципы управления инновационным проектом Порядок разработки инновационного проекта. Управление реализацией инновационного проекта. Специфика инновационного управленческого проектирования в контексте реализации национального проекта «Образование».
  • Раздел 4. Проектное управление в образовании: диалектика уровней и направлений. Тема 4.2 Разработка многоаспектного инновационного мультипроекта управления национальным проектом «Образование.
    Уровни управления образованием и направления реализации национального проекта «Образование». – Специфика проектной управленческой работы по уровням: федеральному, региональному, муниципальному, институциональному, персональному.- Направления «коробочных» проектных решений (системных изменений): управление, содержание образования, инфраструктура, кадры. – Содержательные проектные контексты – 10 федеральных проектов.
  • Раздел 4. Проектное управление в образовании: диалектика уровней и направлений. Тема 4.3 Исследование внешней среды проектного управления.
    Исследование внешней среды проектного управления. – Внешняя среда и адаптация организационной системы. - Анализ внешней среды («дальней»). - Факторы: политические, экономические, социокультурные, технологические. – Анализ внешней среды («ближней»). – Факторы: поставщики, потребители, конкуренты. – Методы исследования внешней среды организации. SWOT – анализ – разработка сценарных матриц согласования возможностей и ограничений внутреннего потенциала организации, возможностей и рисков внешней среды. – PEST – анализ – исследование организационного макроокружения.
  • Раздел 4. Проектное управление в образовании: диалектика уровней и направлений. Тема 4.4 Исследование внутренней среды проектного управления.
    Внутренняя среда образовательной организации как основной стратегический ресурс ее развития. – ПриМ – анализ («переработка ресурсов и менеджмент») - приоритетный метод анализа внутриорганизационной среды. – Анализ характеристик менеджмента: уровня стратегии, качества торговой марки («брента»), организационной культуры, имиджа, структуры затрат, инновационности проектных продуктов). – Анализ параметров «переработки ресурсов» в организации: времени, финансов, персонала, энергии, материальных ценностей, информации, духовных ценностей.
  • Раздел 4. Проектное управление в образовании: диалектика уровней и направлений. Тема 4.5 Разработка многоаспектного инновационного мультипроекта управления национальным проектом «Образование».
    Проектный продукт включает в себя: - графическое изображение схемы прохождения информационных потоков по различным уровням управления национальным проектом. Графика дополняется описаниями специфики интерпретаций содержания информационных потоков на входе и выходе на каждом из уровней. Отдельно анализируется содержание прямой и опосредованной информации, характеризуются ее источники; - пять факторных матриц, явлюющихся факторными кластерами. Матрицы содержат 120 факторов, заполнение и анализ которых позволяет выявить наиболее значимые для успешной реализации национального проекта по уровням и направлениям факторы и факторные кластеры; - пять инновационных управленческих проектов, разрабатываемых на основе содержания факторных матриц, с учетом результатов факторного и кластерного анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий проект
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * домашнее задание + 0.2 * проект + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гонгало, В. (2011). Феномен Ницше, Или «По Ту Сторону Добра И Зла». ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (14). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14833697
  • Грановеттер, М. (2009). Сила Слабых Связей. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693009
  • Грановеттер, М. (2010). The Strength of Weak Ties (translated by Zoya Kotelnikova) ; Сила слабых связей (перевод З. В. Котельниковой). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C6F762E
  • Куперт, Ю., & Луценко, А. (2013). Магистральный Путь Развития Человечества? (Опыт Тектологического Анализа Социально-Исторических Процессов). Часть 1. Вестник Томского Государственного Университета. История, (6 (26)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14985941
  • Куперт, Ю., & Луценко, А. (2014). Магистральный Путь Развития Человечества? (Опыт Тектологического Анализа Социально-Исторических Процессов). Часть Ii. Вестник Томского Государственного Университета. История, (1 (27)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544975
  • ЛОКТИОНОВ М.В. (2016). А.А. Богданов Как Основоположник Общей Теории Систем. Философия Науки и Техники, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17012565
  • Прикот, О. (2012). Непрерывное Дополнительное Профессиональное Образование: Новые Модели И Правовое Поле. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2470BBF8
  • Прикот, О., & Виноградов, В. (2013). Образовательные Организации: Предпосылки Креативного Управления. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FDE8F681