• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивная психология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Тихонов Роман Вадимович

Программа дисциплины

Аннотация

Мозг человека выполняет невероятно сложные вычисления. Он помогает извлекать смысл из поступающей от органов чувств информации, запоминать различные события, осваивать новые понятия, принимать важные решения и находить выход из сложных ситуаций. Все эти темы изучает когнитивная психология — наука о процессах обработки информации человеком. На занятиях будут рассматриваться наиболее известные исследования и теории восприятия, внимания, памяти, научения, мышления и сознания. Особое внимание уделяется темам, которые находят свое применение при решении прикладных задач в образовании, маркетинге и при разработке пользовательских интерфейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о ключевых понятиях, теориях и результатах эмпирических исследований в когнитивной психологии.
  • Развитие навыков критического анализа исследований, посвященных изучению познавательных способностей человека.
  • Формирование представлений об основных областях применения достижений когнитивной психологии в исследовании и разработке продуктов для человеко-компьютерного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер).
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер.
  • Могут назвать основные допущения, методы и ограничения когнитивного подхода.
  • Могут объяснить различия между прикладными и фундаментальными исследованиями в когнитивной психологии.
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами.
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя.
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач.
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную психологию и исторический обзор
  • Фундаментальная и прикладная когнитивная психология
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание
  • Память. Виды и модели памяти
  • Искажения в памяти и забывание
  • Научение и перенос знаний. Экспертные знания
  • Мышление. Решение творческих задач
  • Принятие решений и умозаключения
  • Сознание. Метакогнитивные процессы. Искусственный интеллект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Тест состоит из 30-40 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые оцениваются одинаково. На его выполнение отводится не более 60 минут. Во время теста студенты могут пользоваться рукописными или печатными заметками, но они НЕ могут общаться друг с другом.
  • блокирующий Проект
    Практический кейс по разработке концепта приложения, в котором реализуются принципы, основанные на результатах исследований в области когнитивной психологии.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Проект + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-455236

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136