• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивная психология и социальное поведение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Освещаются эмпирические исследования и концептуальные модели познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе теория рационального выбора и её расширения, модели формирования и измненения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется коллективному поведению, социальному восприятию и взаимодействию, механизмам формирования убеждений, сетевому подходу в анализе человеческого поведения, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами знаний о когнитивно-психологических и социальных механизмах поведения, а также формирование навыков их анализа при взаимодействии как с другими людьми, так и с информационными системами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут перечислить основные постулаты и допущения в когнитивной психологии.
  • Применяют «закон Фиттса» (1954) для решения задач оптимизации взаимодействия человек-компьютер
  • Применяют метод «task analysis» для обнаружения потенциальных ошибок в разработке интерфейсов
  • Могут соотнести когнитивные процессы, с конкретными аспектами взаимодействия человек-компьютер
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Применяют принципы визуального восприятия к решению задач, связанных с разработкой интерфейсов
  • Объясняют когнитивные механизмы возникновения иллюзий восприятия
  • Могут дать определение избирательного и распределенного внимания
  • Могут охарактеризовать феномены функциональной слепоты (слепота к изменениям, слепота по невниманию)
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя
  • Могут охарактеризовать процессы и виды памяти
  • Описывают структуру долговременной памяти (Э. Тульвинг)
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти
  • Могут соотнести типы ошибок памяти с конкретными примерами
  • Могут объяснить причины возникновения ошибок и искажений в памяти
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач
  • Могут перечислить и описать виды научения (условный рефлекс, оперантное научение, латентное научение, научение через наблюдение, вербальное научение)
  • Описывают символьный и коннекционистский подходы к репрезентации знаний; аналоговый и пропозициональный форматы репрезентаций; экземплярные и прототипические репрезентации категорий
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами
  • Могут описать когнитивные искажения (эвристики), возникающие при принятии решений (эвристика репрезентативности, эвристика доступности, эффект фрейминга, эффект привязки)
  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер)
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы
  • Перечисляют виды методов измерения осознания и субъективных переживаний в когнитивно-психологических исследованиях
  • Могут охарактеризовать виды моделей, описывающих человеческое поведение и спектр их практического применения
  • Формулируют ограничения модели рационального выбора
  • Формулируют и корректно используют принципы социально-когнитивной теории, теории планируемого поведения, и теории социальной идентичности, транстеоретической модели для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные теоретические домены моделей индивидуального поведения
  • Конструируют объяснительные модели и тестируют их на реальных данных с использованием структурных уравнений
  • Формулируют и корректно используют принципы сетевых моделей поведения для формирования интервенций
  • Могут перечислить основные понятия социально-сетевого анализа
  • Знают и идентифицируют в существующих технологиях и интерфейсах техники изменения поведения
  • Используют принципы и техники изменения поведения для решения прикладных задач в контексте HCI
  • Идентифицируют стадии изменения поведения и релевантные для них вмешательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Фундаментальные и прикладные исследования в когнитивной психологии
  • Тема 2. Восприятие
  • Тема 3. Внимание
  • Тема 4. Память
  • Тема 5. Научение и репрезентация знаний
  • Тема 6. Принятие решений и умозаключения
  • Тема 7. Критерии сознания и методы измерения субъективных переживаний
  • Тема 8. Социальные основы и дизайн человеческого поведения
  • Тема 9. Теории и модели поведения на индивидуальном уровне
  • Тема 10. Сетевые модели поведения
  • Тема 11. Модификация поведения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
    Тест проводится в письменном виде (в электронной или бумажной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М.-КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-405-Авторский учебник-978-5-534-06615-9, 978-5-534-06808-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Холодная М. А.-КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-307-Авторский учебник-978-5-534-06304-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136
  • Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239