• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Ханское правосудие

Почекаев Р. Ю.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Пьер Шлаг. Классическая наука и постмодернизм: введение в дискурс

Самохина Е. Г., Хмелевский А. М.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 3. С. 23-35.

Глава в книге
Нормативность права и основание действительности права с точки зрения коммуникативной теории права

Осветимская И. И., Самохина Е. Г.

В кн.: Нормативность в праве: понятие, интерпретации, взаимосвязь с другими правовыми свойствами. Коллективная монография к юбилею профессора М.В. Антонова. СПб.: Скифия-принт, 2024. Гл. 7. С. 144-160.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

Научно-исследовательский семинар "История общего права"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая учебная дисциплина создана с целью поиска оснований так называемой западной правовой традиции, с ее концепцией верховенства права, особым значением прав личности, идеями естественных прав человека, а также диалектической связью права и государства. Так, не без оснований современные историки права приходят к выводу, что одним из таких оснований выступает феномен общего права (лат. ius commune), который в силу самых разных факторов (например, факторов европейской интеграции, глобализации и становления международного коллизионного права) с начала второй половины XX в. (с момента публикации работ Ф. Калассо и М. Белламо) находится в фокусе внимания многих историков и теоретиков права и государства по всему свету и которое, увы, в российском научном и образовательном сегменте пребывает в тени (что представляется существенным упущением, особенно если учесть, что у истоков изучения общего права Европы стоял выдающий российский правовед, историк-медиевист П. Г. Виноградов, труды которого высоко оценены международным научным сообществом). В связи с чем ius commune, его история, структура, ключевые характеристики и значение для европейских, а шире – западных, модусов осмысления и реализации права, а также роль, например, в становлении юридической профессии и соответствующей субкультуры корпорации юристов остаются фактически малоизвестными не только в сфере массового правосознания, но даже в среде правосознания профессионалов.В свою очередь, предлагаемый курс, посвящается исследованию: 1)предлагаемого современными гуманитарными и социальными науками возможного методологического инструментария в области исследовательской работы с феноменом общего права;2)общих характеристик и этапов становления европейской традиции права;3)феномена общего права, его структуры, свойств, генезиса, развития и подходов, предлагаемых в современной историографии с целью разрешения соответствующих вопросов; 4)значения ius commune в деле формирования политических и правовых учений в Европе Средних веков и Нового времени; 5)влияния на становление юридической теории, политики, техники, средств аргументации, обнаруживаемых в правовых семьях Запада;6)фундирующей роли общего права в деле рождения профессии и соответствующей корпорации «знатоков» права;7)роли средневековых университетов и юридических факультетов как «фабрик мысли» и принципиальных площадок не только интеллектуальной работы с Общим правом, но и трансформации правосознания на уровне элит, референтных групп и социальных масс;8)теоретико-методологической роли наследия ius commune в процессе конструирования средневековой и нововременной концепции государства, соответствующей гражданской религии (по П. Бурдье);9)связей ius commune не только с историей становления континентальной и англосаксонской правовых систем, но также связей с современными идеями и практиками в области юридической теории и политики интеграционного характера.В ходе преподавания в рамках занятий поднимаются конкретные вопросы по указанным направлениям исследовательского пространства, требующие для своего разрешения системной аналитической работы, рассмотрения релевантных идей и практик в социокультурных контекстах от периода «темных веков» до наших дней, что в том числе осуществляется путем ознакомления студентов с предлагаемыми современной исторической наукой ответами.Как следствие, в результате поэтапной тематически определяемой работы студенты должны приобрести базовые знания о содержании, генезисе, развитии и фундаментальном значении общего права как системы идей и связанных с ней социальных практик в культурном пространстве западной традиции права, чему должно способствовать достижение соответствующих целей, определяемых настоящей программой.Исходя из этого, данная дисциплина может рассматриваться как дополнение к дисциплинам «Теория государства», «Теория права», «Юридическая методология», «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «Римское частное право», «Сравнительное правоведение», такое дополнение, которое позволяет углубить знания в области теории и истории европейских правовых концепций и практик.В плане организации контроля успеваемости студентов необходимо отметить, что дисциплина обладает пятью элементами контроля: оценкой работы на семинарских занятиях, оценкой выполненных и переданных на проверку преподавателю-семинаристу домашних заданий, двумя контрольными работами в виде теста и экзаменом, причем во всех указанных случаях блокирующие свойства у элементов контроля в контексте всей дисциплины отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представления о необходимости и перспективности исследований общего права (лат. ius commune);
  • рассмотреть содержание и эвристику современных методов научного познания, могущих быть применимыми к проблемам истории и теории ius commune;
  • определить место общего права в системе координат европейской традиции права;
  • ознакомиться с позициями современных исследователей относительно проблем определения, предмета, структуры, источников, а также периодизации истории общего права;
  • изучить элементы структуры ius commune, их содержание, развитие и ключевые источники;
  • рассмотреть факторы генезиса, воспроизводства и развития идей и практик общего права в Европе XI-XV вв.;
  • сформировать представления об общем праве как пространстве идей, ценностей, предписаний, становящемся, раскрывающемся и приобретающем свойства нормативности по большей части через систему социальных практик университетского образования, а также профессиональной корпорации юристов-ученых;
  • изучить роль идей, конструктов, символических структур и «знатоков» ius commune в становлении средневековой и нововременной концепций государства;
  • рассмотреть явление кризиса и «реинкарнации» идеи общего права в Новое и Новейшее время;
  • рассмотреть вопрос значения системы ius commune относительно становления и содержания англосаксонской правовой системы, т.н. системы общего права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет представления о соотношении проектов общего права и проектов кодификации в Европе XVIII-XIX вв., проектов общего права и конституционными реформами в Латинской Америке в XIX в., проектов общего права и разработками систем международного публичного, международного частного, а также европейского права в XIX-XXI вв.
  • Студент имеет представление о значении курса, его тематической структуре; может дать общую характеристику истории изучения ius commune, определить ключевые фигуры и научные источники в сфере исследования общего права Европы; знает виды методов научного познания; может определить суть номотетического и идеографического методов;
  • имеет общие представления о ключевых идеях и принципах современной методологии в области социо-гуманитарного знания по таким направлениям, как герменевтика, феноменология, социальный конструкционизм, дискурс-анализ; может определить ключевые фигуры и принципы «школы анналов», микроисторического подхода, истории идей, интеллектуальной истории, «кембриджской школы» интеллектуальной истории;
  • знает, каким образом возможно применение методологических идей М. Фуко и П. Бурдье относительно исследования общего права; понимает роль антропологического подхода как подхода, синтезирующего наработки самых разных методов наук социо-гуманитарного цикла XX-XXI вв.; может обозначить принципы работы, возможности и проблемы соответствующих методологических подходов.
  • Студент имеет представлении о причинах возникновения и поддержания исследовательского интереса к истории общего права; может раскрыть необходимость и перспективы исследования ius commune; может указать характеристики и ключевые этапы становления европейской традиции права; может обозначить точки воздействия системы ius commune на становление западной европейской традиции права в контексте ее истории;
  • знает предлагаемые в исторической науке варианты определения понятия общего права, знает о наличии соответствующей полемики; имеет представление о спорах исследователей относительно сущности ius commune, онтологии соответствующей системы предписаний должного поведения;
  • понимает дискуссионность вопроса структуры ius commune и вопроса периодизации истории ius commune как социального явления; имеет общее представление о ключевых исторических памятниках, связанных с ius commune; знает виды и принципы критики источников как инструментария исторической науки.
  • Студент может перечислить элементы ius commune как правовой системы; знает предмет римского частного и римского публичного права; имеет представление об этапах развития римского частного права, ключевых датах и реформах в истории римского частного права; понимает сущность светской юриспруденции и института ius respondendi;
  • имеет представления о месте Институций Гая в системе римского частного права; может указать элементы ius civile, выделенные Гаем; понимает значение императорских актов в системе римского частного права; может охарактеризовать императорскую политику кодификации и реформирования судопроизводства в контексте истории римского частного права; имеет представления о значимости т.н. закона о цитировании 426 г. н.э.;
  • знает структуру Корпуса Юстиниана; имеет представления о характеристиках положения римского частного и римского публичного права в период «темных веков»; может дать определение явлению канонического права в западной европейской традиции и соотнести его с феноменом церковного права; знает основные этапы процесса развития канонического права;
  • имеет представления о состоянии христианской церкви на закате Римской империи и в период «темных веков»; понимает роль церкви в деле сохранения и возрождения имперского политико-правого наследия; может указать причины сходства организации католической церкви с организацией властного аппарата Римской империи; знает конкретных юристов, ставших отцами Церкви;
  • может определить предмет канонического права; знает, что такое епископский суд и каковы причины его возникновения; может указать принципиальные источники канонического права; понимает виды и место папских актов в системе источников канонического права; имеет представления о Декрете Грациана и декреталиях Григория IX как центральных папских актах в истории канонического права;
  • понимает, что такое Свод канонического права и каковы его элементы; может дать оценку уровню влияния канонического права на западную традицию права; имеет представление о сущности, предмете и источниках феодального права; может охарактеризовать обычай как источник права и привести примеры феодальных обычаев в средневековой Европе; понимает смысл и разницу терминов «феод», «бенефиций», «лен», «аллод»; может указать виды феодов;
  • имеет представление об оммаже, инвеституре и инфеодации как ключевых институтах феодального права; знает, что такое Libri (Consuetudines) Feudorum, какие редакции данного источника можно выделить и каково место соответствующих книг в системе ius commune; понимает и может аргументировать наличие возможности выделения четвертого элемента общего права – ученого знания школ глоссаторов и комментаторов.
  • Студент может перечислить факторы генезиса, воспроизводства и развития идей и практик ius commune в средневековой Европе XI-XV вв.; может охарактеризовать феодализм в качестве стадии исторического развития общества;
  • понимает, что феодализм можно воспринимать в качестве конструкта исторической науки; знает принципиальные особенности социально-культурного контекста IX-XII вв. в Западной Европе; имеет представления о феномене «Ренессанса XII в.», о подходах к его осмыслению;
  • понимает значимость фактора становления городской средневековой культуры и может указать конкретные проявления данного процесса; знает об особенной роли городов Севера Италии в процессе становления ius commune; может раскрыть понятие правового партикуляризма Средних веков;
  • верным образом оценивает университетский фактор и роль становления и развития схоластической философии с ее ключевыми принципами относительно процесса становления ius commune; имеет представления о фундаментальном значении наследия Аристотеля применительно к проблематике темы; может дать определение и оценку процессам «возрождения Империи», «борьбы за инвеституру», а также раскрыть принципы теории «двух мечей», концептов auctoritas и potestas;
  • имеет представление о степени значения и сути «переоткрытия» римского правового наследия; может оценить и раскрыть фактор клюнийской и грегорианская реформы в истории католической церкви, фактор «Папской революции»; понимает значение феодальной раздробленности и может указать на первые попытки централизации политической власти в странах Западной Европы, определяя их роль в становлении общего права;
  • может, опираясь на теорию П. Бурдье, установить сущность практических и философских правовых знаний как форм «символического капитала»; понимает роль фактора зарождающейся национальной идентификации в истории системы ius commune; имеет представления о способах передачи информации как о факторах распространения идей и практик ius commune.
  • Студент имеет представления о том, что ius commune можно рассматривать как идеальное пространство должного и как догматическое явление; понимает роль университета как места рождения и воспроизводства концепции ius commune с ее средневековым значением при обозначенном выше подходе; знает этапы, предшествующие формы образования, потребности и факторы реализации университетского проекта в контексте рассмотрения вопроса возникновения средневековых университетов;
  • знает происхождение и значение термина «universitas» применительно к феномену средневековых университетов; может выделить типы университетов в Средние века; имеет представление о принципах структурной организации университетов, о ключевых особенностях учебного процесса в средневековых университетах, о правовом статусе членов университетской корпорации; может охарактеризовать положение Церкви по отношению к функционированию университетов;
  • имеет представления о характеристиках процесса формирования корпорации «знатоков» права, о ее необходимости и роли в социокультурном контексте эпохи; может очертить круг чтения профессоров и студентов юридических факультетов Средневековья; имеет представления о принципах преподавания и организации учебного процесса на юридическом факультете средневекового университета;
  • может обозначить образовательный трек и карьерные перспективы студентов и выпускников юридического факультета; понимает, что юриспруденция может рассматриваться в качестве аналога экзегетики; понимает роль и содержание схоластического метода в преподавании права; может охарактеризовать юриспруденцию в системе оппозиции: «искусство-наука»;
  • имеет представления об истоках формирования корпоративного юридического мышления и его «естественных установках»; может, используя идеи П. Бурдье, определить габитус юристов; понимает значение культа Юстиции и верховенства права в субкультуре средневековых юристов, окончивших университет; имеет представления о наличии в исторической науке дискуссии, ее сторонах и их позициях относительно проблемы рецепции римского права;
  • понимает, кто такие глоссаторы и постглоссаторы (комментаторы) и может указать ключевые фигуры, тексты, принципы работы с правовым материалом в рамках данных доктринальных групп; может определить характеристики ius commune как концептуальной системы для корпорации ученых и практикующих юристов; понимает практические проблемы ученых юристов при разрешении реальных правовых дел; может оценить место юристов в системе властных отношений средневековой Европы;
  • понимает, каким образом можно использовать концепцию «социальной магии» П. Бурдье и концепцию «дворян мантии» применительно к юристам Средневековья; знает типы средневековых юристов; имеет представления о степени универсальности знаний и практик, гомогенности корпорации профессиональных юристов в Западной Европе Средних веков;
  • может выделить особенности юридического образования, юридической корпорации и работы юристов в средневековой Англии; может указать конкретные результаты работы (в том числе в виде трактатов, правовых реформ, практических следствий участия в политической жизни общества, иных значимых для истории права и государства артефактов) ученых-юристов в Англии, Франции, Германии, Испании в XI-XV вв.
  • Студент Понимает принципы постклассического типа работы с феноменом государства; знает о формах воздействия и роли профессиональных юристов, «знатоков» ius commune в процессе становления концепций государства в Европе Средних веков и Нового времени;
  • может раскрыть семантику и этимологию терминов «civitas», «respublica», «regnum», «stato», «commonwealth», «государство», а также причины их использования в политико-правовых дискурсах соответствующих эпох; имеет представления о проблемах анахронизмов и вчитывания современных понятий при работе с историческими текстами и практическим опытом в рамках культур прошедших эпох;
  • знает особенности подхода М. Вебера к определению сущности государства; может определить степень значения противостояния церковной и светской властей в отношении генезиса концепции государства в Средние века и Новое время, а также ключевые проявления указанного противостояния; знает, причины и цели использования метафоры тела в определении сущности церкви и государства;
  • знает отношение Иоанна Солсберийского к феномену республики и монархической власти; понимает, в чем выражается «мистика» тела церкви и государства в рамках соответствующих доктринальных учений; умеет использовать концепции «символического капитала», «символического насилия» и «символического оружия» применительно к Корпусу Юстиниана и его положениям в контексте противостояния церковной и светских властей в эпоху Средних веков и Нового времени;
  • имеет представления о свойствах и функциях фигуры государя в контексте принципов ius commune; умеет находить связи между концепцией государства и свойствами, функциями фигуры государя в правосознании философов и профессиональных юристов Средних веков и Нового времени;
  • знает принципиальные положения работы Э. Канторовича «Два тела короля»; может обосновать представление о юристах как изобретателях тела государства; может определить центральные тезисы Марсилия Падуанского, Ф. Отмана, Ж. Бодена в описании суверенной власти; имеет представления об идеях «нейтрализации» государства, «разведения» государства и государя, а также содержании и ценности этих идей, представленных в работах П. Бурдье; знает содержание и значение концепции «гражданской религии»;
  • может определить роль Т. Гоббса в процессе становления нововременного видения сущности государства; может на основании полученных знаний и умений обозначить «правовые» аспекты государства как социального феномена.
  • Студент имеет представления о подходах к определению начала эпохи Нового времени; знает характеристики феноменов европейского гуманизма и Ренессанса; может выделить негативные проявления использования схоластического метода в философии и юриспруденции; имеет представление о появлении нового (историко-филологического) подхода к работе с правовым наследием ius commune и о принципах данного подхода;
  • может определить ключевых представителей и важнейшие направления работы «школы Буржа», «элегантной школы», школы современного использования Пандектов; знает механизм работы института responsa prudentium, института привлечения «знатоков» права к процессу правоприменения; может определить возможные связи между общим правом и правом народов, идеями общего права и положениями философии естественного права, общим правом и политико-правовыми воззрениями И. Канта;
  • Студент знает ключевые характеристики, принципиальные этапы становления континентальной и англосаксонской правовых семей; может объяснить значение языковой конструкции «система общего права» применительно к англосаксонской правовой системе; имеет представления о важнейших социокультурных факторах и исторических событиях, предопределивших своеобразие континентальной и англосаксонской правовых семей;
  • знает о степени влияния общего права на англосаксонскую правовую семью; имеет представление о проявлениях наследия ius commune в англосаксонской правовой традиции.
  • Студент имеет представление о значении курса, его тематической структуре; может дать общую характеристику истории изучения ius commune, определить ключевые фигуры и научные источники в сфере исследования общего права Европы; знает виды методов научного познания; может определить суть номотетического и идиографического методов;
  • имеет общие представления о ключевых идеях и принципах современной методологии в области социо-гуманитарного знания по таким направлениям, как герменевтика, феноменология, социальный конструкционизм, дискурс-анализ; может определить ключевые фигуры и принципы «школы Анналов», микроисторического подхода, истории идей, интеллектуальной истории, «кембриджской школы» интеллектуальной истории;
  • знает, каким образом возможно применение методологических идей М. Фуко и П. Бурдье относительно исследования общего права; понимает роль антропологического подхода как подхода, синтезирующего наработки самых разных методов наук социально-гуманитарного цикла XX-XXI вв.; может обозначить принципы работы, возможности и проблемы соответствующих методологических подходов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в историю общего права
  • 2. Место общего права в системе координат европейской традиции права
  • 3. Три элемента ius commune: история становления, ключевые институты, значение каждого.
  • 4. Факторы генезиса, воспроизводства и развития идей и практик ius commune в средневековой Европе XI-XV вв.
  • 5. «Царство» ius commune и его «жрецы»: история средневековых университетов и мира профессиональных юристов Средних веков.
  • 6. Роль ius commune в становлении средневековой и нововременной концепций государства
  • 7. Идея общего права в Новое и Новейшее время
  • 8. Общее право vs. Общее право: значение ius commune относительно англосаксонской правой семьи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Целью оценки работы на семинарских занятиях является проверка знаний студентов, полученных в ходе уже прошедших семинарских занятий, самостоятельной работы с источниками, указываемыми преподавателем в качестве принципиальных для соответствующих тем, а также знаний, приобретенных студентами до начала настоящей дисциплины. При этом общей целью семинарских занятий выступает приобретение, закрепление и упорядочивание знаний относительно конкретных предметов анализа соответствующих тематических блоков, а также культивирование навыков исследовательской работы, участия в публичных дискуссиях, аргументирования позиции с использованием ссылок на памятники политико-правовой мысли, научные источники, принципы научной методологии. Занятия проводятся в дискуссионном формате в соответствии с тематическими блоками и должны служить достижению планируемых результатов в области приобретения знаний, навыков, умений. Дискуссия модерируется преподавателем и, как правило, предполагает работу с поставленными преподавателем вопросами, которые делятся по уровню сложности на два вида: «вопросы ординарной сложности» и «вопросы повышенной сложности». Вместе с тем возможен и такой формат работы, когда дискуссия выстраивается вокруг подготавливаемых студентами к конкретным семинарским занятиям докладов-презентаций. Уровень вопроса «вопрос повышенной сложности» озвучивается преподавателем до постановки вопроса, при отсутствии указаний преподавателя на уровень сложности вопроса следует исходить из того, что вопрос задается на уровне ординарной сложности. Ответы на вопросы преподавателя даются студентами только при предоставлении преподавателем слова, ответы, данные без предоставления слова не засчитываются как ответы на вопросы соответствующего уровня сложности, такие ответы засчитываются в качестве элементов участия в тематической дискуссии. Баллы за позитивную активность суммируются. Максимальное количество баллов за одно семинарское занятие не ограничивается. Однако максимальное количество баллов в целом за настоящий элемент текущего контроля не может превышать 20 баллов. Так, если студентом по итогам всех семинарских занятий было набрано, например, 25 баллов, то оценка работы на семинарских занятиях в релевантных ведомостях выставляется на уровне 20 баллов. Учет баллов и определение оценок, полученных студентами за работу на семинарских занятиях, осуществляется в рабочей ведомости преподавателя. Отработка пропущенных (в т. ч. по уважительной причине) семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки, ответов на вопросы преподавателя, заочное представление доклада-презентации, в том числе представление через других студентов семинарской группы, не предусматривается. В случае проведения семинарских занятий в дистанционном формате посредством специальных программных приложений позитивная активность учитывается и оценивается только при включенной на протяжении всего семинарского занятия видеокамере студента. Набранные баллы за работу на семинарских занятиях объявляются преподавателем на последнем семинарском занятии, что не запрещает студентам обращаться к преподавателю после проведения семинарских занятий с просьбой указать и/или разъяснить текущий суммарный балл по рабочей ведомости
  • неблокирующий Оценка выполненных домашних заданий
    Домашнее задание представляет собой реферирование в письменном виде предлагаемых преподавателем и согласуемых преподавателем с отдельными студентами научных текстов (статей различного рода, отрывков из монографий, академических комментариев к историческим памятникам). Целью оценивания домашних заданий является проверка умений студентов самостоятельно, выявляя ключевые тезисы и логические связи, анализировать предложенные преподавателем и согласованные с ним источники, представлять результаты данного анализа в виде краткого реферата-конспекта (объемом от 5 до 10 листов формата A4) по каждому из текстов, а также проверка навыков использования метода синтеза, необходимых для успешной реализации в исследовательской и практической плоскости юриспруденции. Также целью домашних заданий в целом является успешная подготовка к выполнению заданий контрольной работы № 1, контрольной работы № 2 и экзамена, форматы которых определены ниже. В рамках курса преподавателем предлагается студентам к каждому тематическому блоку выполнить домашние задания по ряду источников. Одно задание предполагает работу с одним или двумя источниками. Студенты вправе выбрать любой из предлагаемых вариантов домашнего задания, согласовать свой выбор с преподавателем, выполнить домашнее задание, ответив в том числе на ставящиеся преподавателем по содержанию источника/источников вопросы, и сдать в объявленный срок результаты выполненного домашнего задания преподавателю на проверку. Сроки сдачи домашних заданий объявляются преподавателем на семинарских занятиях, нарушение сроков сдачи результатов выполненных домашних заданий преподавателю на проверку влечет признание таких домашних заданий в качестве не переданных преподавателю на проверку. Если нарушение сроков сдачи результатов выполненных домашних заданий на проверку преподавателю вызвано уважительными причинами, то соответствующие домашние задания могут быть приняты на проверку преподавателем по личному усмотрению. Домашние задания выполняются в письменной форме («от руки»), без использования средств печати. Исключения допускаются по состоянию здоровья студента и/или по иной уважительной причине как субъективного, так и объективного характера.
  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Контрольная работа № 1 выполняется в виде теста после проведения семинарских занятий в объеме минимум 50% от общего числа академических часов, отведенных на занятия данного рода. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, включая знания, полученные в ходе проведения семинарских занятий и самостоятельной работы с указанными преподавателем источниками; знаний о конкретных социальных феноменах, исторических событиях, их научных интерпретациях, особенностях соответствующих социокультурных контекстов; знаний в области специальной и аутентичной для соответствующих эпох терминологии, а также знаний о состоянии историографии и соответствующих академических дискуссий по конкретным проблемам, обозначенным на семинарских занятиях и/или разрешаемым в указанных преподавателем источниках, с которыми студент должен был ознакомиться в рамках самостоятельной работы. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильными могут быть либо только один, либо несколько вариантов. На прохождение теста отводится 15 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации, сама же работа должна выполняться самостоятельно. Если преподаватель обнаруживает, что студент выполняет работу с привлечением посторонней помощи, студент удаляется с экзамена, а в релевантной ведомости ставится отметка о неявке студента на элемент текущего контроля. При этом тест может быть проведен посредством специальных программных приложений, в том числе инструментов LMS системы НИУ ВШЭ. При проведении контрольной работы в дистанционном формате посредством специальных программных приложений студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и видеокамеры, работающей на протяжении времени прохождения настоящего элемента текущего контроля. Невыполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл. Баллы за контрольную работу № 1 объявляются преподавателем на предстоящем семинарском занятии.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Контрольная работа № 2 выполняется в виде теста после проведения семинарских занятий в объеме минимум 75% от общего числа академических часов, отведенных на занятия данного рода. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, включая полученные в ходе проведения семинарских занятий и самостоятельной работы с указываемыми преподавателем источниками; знаний о конкретных социальных феноменах, исторических событиях, их научных интерпретациях, особенностях соответствующих социокультурных контекстов; знаний в области специальной и аутентичной для соответствующих эпох терминологии, а также знаний о состоянии историографии и соответствующих академических дискуссий по конкретным проблемам, обозначенным на семинарских занятиях и/или разрешаемым в указанных преподавателем источниках, с которыми студент должен был ознакомиться в рамках самостоятельной работы. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильными могут быть либо только один, либо несколько вариантов. На прохождение теста отводится 15 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации, сама же работа должна выполняться самостоятельно. Если преподаватель обнаруживает, что студент выполняет работу с привлечением посторонней помощи, студент удаляется с экзамена, а в релевантной ведомости ставится отметка о неявке студента на элемент текущего контроля. При этом тест может быть проведен посредством специальных программных приложений, в том числе инструментов LMS системы НИУ ВШЭ. При проведении контрольной работы в дистанционном формате посредством специальных приложений студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и видеокамеры, работающей на протяжении времени прохождения настоящего элемента текущего контроля. Невыполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл. Баллы за контрольную работу № 2 объявляются преподавателем на предстоящем семинарском занятии, а при его отсутствии в установленный локальными правовыми актами НИУ ВШЭ срок до начала сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в конце соответствующего учебного модуля, в рамках сессии, после проведения всех семинарских занятий по дисциплине. Целью экзамена является проверка того, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в полученных знаниях. Таким образом, проверяются знания, полученные в ходе проведения семинарских занятий и самостоятельной работы с указанными преподавателем источниками, включая знания о конкретных социальных феноменах, исторических событиях, их научных интерпретациях, особенностях соответствующих социокультурных контекстов; знания в области специальной и аутентичной для соответствующих эпох терминологии, а также знания о состоянии историографии и соответствующих академических дискуссий по конкретным проблемам, обозначенным на семинарских занятиях и/или разрешаемых в указанных преподавателем источниках, с которыми студент должен был ознакомиться в рамках самостоятельной работы. Экзамен проводится в форме теста. Тест включает 30 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильными могут быть либо только один, либо несколько вариантов. На прохождение теста дается 60 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации, сама же работа должна выполняться самостоятельно. Если преподаватель обнаруживает, что студент выполняет работу с привлечением посторонней помощи, студент удаляется с экзамена, а в релевантной ведомости ставится отметка о неявке студента на элемент текущего контроля. При этом тест может быть проведен посредством специализированных приложений, в том числе инструментов LMS системы НИУ ВШЭ. При проведении экзамена в дистанционном формате посредством специализированных приложений студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и видеокамеры, работающей на протяжении времени прохождения настоящего элемента текущего контроля. Невыполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В случае, если студент в рамках экзамена не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, за настоящий элемент текущего контроля выставляется оценка в 2 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Орез = 0,05*Осем + 0,1*Одз + 0,1*Окр1 + 0,1*Окр2 + 0,1*Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарских занятиях (максимальная оценка – 20 баллов); Одз – оценка за выполненные домашние задания (максимальная оценка – 10 баллов); Окр1 – оценка за контрольную работу № 1 (максимальная оценка – 10 баллов); Окр2 – оценка за контрольную работу № 2 (максимальная оценка – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 60 баллов). Результирующая оценка по дисциплине складывается из 4 элементов: оценки за работу на семинарских занятиях, оценки за эссе, оценки за домашнее задание и результата письменного экзамена. Блокирующей оценки не предусмотрено. Задания текущего и итогового контроля могут быть даны студентам на платформе LMS, а также с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Яндекс.Телемост. Во время дистанционного выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и видеокамеры, работающей на протяжении времени прохождения соответствующего элемента текущего контроля. Невыполнение указанных условий приравнивается к неявке студента на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием источников (что должно особым образом оформляться студентами при выполнении соответствующих заданий), всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов, Мухаев, Р. Т., 2014
  • История европейского права, Аннерс, Э., 1996
  • Очерки по теории права; Римское право в средневековой Европе, Виноградов, П. Г., 2010
  • Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе, Виноградов, П.Г., 2010
  • Сравнительная история зарубежного права. Т.1: Правовые традиции Древности и Средневековья, Полдников, Д. Ю., 2024
  • Сравнительная история зарубежного права. Т.2: Современные правовые традиции, Полдников, Д. Ю., 2024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология социального пространства, Бурдье, П., 2017

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна