• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Статья
Normativity and facticity: foundation of legal validity from the communicative perspective

Samokhina E., Osvetimskaya I.

Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2022. No. 15 (12). P. 1751-1762.

Глава в книге
Тенденции развития права и государства: к прогрессу или к регрессу?

Осветимская И. И.

В кн.: Изменения в праве: новаторство и преемственность: К 25-летию юридического факультета. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. Гл. 5. С. 88-98.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

История государства и права зарубежных стран

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о формировании и эволюции государственных и правовых институтов в истории различных государств мира, общих тенденциях и специфике в их развитии, многообразии форм государственности и права, видов источников права. В ходе преподавания курса будут изучены основные типы и формы государственности стран Запада и Востока, особенности развития основных отраслей права. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с правовыми текстами (юридическими памятниками), сравнительно-правового исследования, основ анализа и классификации юридических фактов. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении истории государств и права России, римского частного права, а также основных отраслевых юридических дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение базовых знаний по истории отраслевых юридических дисциплин;
  • изучение эволюции правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии;
  • получение базовых знаний о многообразии правовых систем, источников права;
  • приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные черты восточной деспотии и особенности древневосточного типа права, его источниках (особенно – Законы Хаммурапи и Законы Ману). Имеет представление о периодизации государственности Древнего Египта, Месопотамии, Индии Китая, системе органов власти и управления. Выделяет особенности правового статуса различных социальных групп (особое внимание уделяя кастам и варнам в Индии)
  • Знает основные принципы регулирования имущественных и в особенности земельных правоотношений на Древнем Востоке, основания возникновения права собственности и других имущественных прав. Имеет представление о семейных правоотношениях – личных и имущественных отношениях супругов, особенностях статуса женщин, отношениях родителей и детей
  • Знает специфику наследственного права. Знает основные виды преступлений, может привести примеры конкретных составов; знает основные виды и формы наказаний. Имеет представление о системе суда и судебном процессе, его видах
  • Знает основные этапы развития государственности Древней Греции (Афины и Спарта) и Древнего Рима, эволюцию их форм правления, черты афинской демократии классического периода. Имеет представления об основных реформах государственного устройства в Античном мире, системе магистратов. Знает особенности организации суда в античном мире, специфику деятельности магистратов как судей (в особенности – суд претора) и суда с участием судебных заседателей (гелиэя), ориентируется в основных типах процесса
  • Имеет представление об основных сословиях и социальных группах в Афинах, Спарте, Риме (в республиканский и имперский период). Знает особенности регулирования имущественных отношений в античном мире, принципы обязательственного права, прослеживает эволюцию обеспечения долговых обязательств. Имеет представление об особенностях брака, личных и имущественных отношениях супругов, родителей и детей.
  • Имеет представление об особенностях государственного развития стран Западной Европы, выделяет их сходства и различия, знает периодизацию развития их государственности, причины столь длительного периода Средневековья в истории Западной Европы. Понимает причины особенности английской государственности и системы права, длительной раздробленности в Германии и Италии.
  • Знает степень влияния на него римского права, его соотношение с обычным и королевским правом, особое место церковного (канонического) права. Знает базовые принципы имущественных отношений, основания возникновения права собственности, обязательств, зависимость правоспособности в имущественной сфере от социально-правового статуса их участников.
  • Знает основы семейного и наследственного права, определяет степень соотношения светского и религиозного права в регулировании семейно-правовых и наследственных отношений. Знает систему преступлений и наказаний в средневековой Западной Европе, выделяет общие и специфические черты в уголовном праве Англии и Франции, Германии и Италии. Имеет представление о специфике суда и процессе в средневековых государствах Западной Европы, в особенности – о своеобразии судебной системы Англии
  • Знает основные периоды развития мусульманской государственности, ее принципиальные отличия от других типов. Умеет соотносить значение духовных и светских правителей в мусульманских странах. Имеет представление об организации системы власти и управления в мусульманском мире. Имеет базовые представления о системе мусульманского права, его основных источниках, их соотношении в рамках различных правовых школ (мазхабов).
  • Выделяет специфические черты регулирования гражданских и уголовных правоотношений в мусульманских странах, условность многих традиционных правовых категорий в исламе. Имеет общие представления о специфике политического развития тюрко-монгольских государств, кочевой государственности и «степных империй». Понимает особенности правового регулирования отношений в кочевых обществах Евразии.
  • Знает закономерности государственного и правового развития тюрко-монгольских государств под влиянием принятой религии (ислам, буддизм) и соседних государств (мир ислама, Китай). Выделяет особые черты статуса различных групп населения в кочевых обществах. Понимает специфику регулирования в них имущественных и семейно-правовых отношений.
  • Знает основные этапы развития японской государственности, причины самобытности ее государственного развития и основные направления иностранного влияния в сфере власти, управления и правового регулирования.
  • Знает основные этапы развития английской государственности в эпоху Нового времени, роль и значение английского парламентаризма в истории европейской государственности. Имеет представление об основах организации системы власти и управления в Британии на разных уровнях – от имперского до муниципального, знает основные этапы развития британского избирательного права, изменений статуса и соотношения значения палат парламента
  • Знает основные источники британской «конституции» и понимает условность применения этого термина. Имеет общее представление об особенностях развития и применения источников английского права, специфике регулирования публично-правовых и частноправовых отношений. Имеет представление о британской колониальной системе, типах колоний и зависимых территорий, эволюции их статуса от империи к содружеству
  • Знает основные этапы развития государственности США, источники их государственного права. Понимает причины и последствия двух гражданских войн. Имеет представление о феномене американской конституции, системе поправок. Знает особенности системы сдержек и противовесов в организации системы власти в США, имеет представление о партийной борьбе в процессе формирования органов власти
  • Имеет представление о судебной системе США, роли Верховного суда, федеральных и региональных судебных структур. Знает основные источники американского права, может проследить влияние на формирование их системы как английской, так и европейской континентальной правовой традиции. Имеет представление об особенностях развития США в период «Нового курса», его причинах, источниках, роли и значении для различных государств в разные периоды времени.
  • Знает основные этапы эволюции французской государственности в период Нового времени. Понимает причины Французской революции, ее роль и значение во всеобщей истории государства. Имеет представление о развитии французской государственности на основе революционных конституций. Знает основные направления государственной и правовой деятельности Наполеона Бонапарта, ее последствия для последующей истории государства и права Франции и других европейских государств
  • Знает основные источники немецкого права в период империи (в особенности – Германское гражданское уложение), радикальные изменение в правовой системе в период нацизма, степень влияния на правовое развитие послевоенной Германии других государств. Имеет представление о специфике «социального государства» в ФРГ, основных принципах выстраивания отношений власти с бизнесом, обществом и конкретными гражданами.
  • Знает основные принципы регулирования имущественных, трудовых, семейных, наследственных правоотношений в Германии. Имеет представление об особенностях германского федерализма, степени автономности земель в различные периоды. Знает систему и принципы организации и деятельности судебной системы ФРГ.
  • Знает причины длительности процесса объединения Италии, основные его этапы, роль в нем соседних государств. Имеет представление о конституционном развитии Италии, основных принципах организации власти и управления на уровне государства и отдельных провинций. Имеет представление о правовом развитии объединенной Италии, кодификационной деятельности, степени заимствований из иностранного правового опыта и сохранения итальянской специфики.
  • Знает причины прихода к власти фашистов и основные направления их государственной и правовой деятельности. Имеет общее представление о государственном и правовом развитии послевоенной Италии, основных направлениях ее правового развития, существенных изменениях в регулировании земельно-правовой и семейно-правовой сфер.
  • Имеет общие представления по истории образования независимых государств Сербии, Болгарии, роли в этом процессе соседних государств, статусе Османской империи по отношению к ним вплоть до начала XX в. Может дать общую характеристику государственного и правового развития стран Центральной Европы в составе социалистического лагеря и проследить процесс их отказа от социалистической государственности и права.
  • Имеет представление об особенностях социалистического права как особой ветви континентальной правовой семьи, выделяет особенности правового регулирования экономических отношений в период социализма и элементы, сохранившиеся от капиталистического периода развития этих государств. Знает особенности организации органов власти, управления и суда стран Центральной Европы в социалистический период.
  • Имеет представление об общих тенденциях и особенностях государственного развития стран Азии и Африки в пост-колониальный период. Выявляет самобытные черты и заимствования из западного опыта в сфере организации власти и правового регулирования. Имеет общие представления об организации государственной власти в Турции, Египте, странах Тропической Африки, Иране, Индонезии, КНР.
  • Имеет представление о причинах и последствиях революции Мэйдзи, ее значении для последующего государственного и правового развития Японии. Знает основные принципы организации власти, управления и судоустройства современной Японии, правового регулирования имущественных, семейных и наследственных отношений. Умеет анализировать и применять изученные источники права при решении конкретных задач (казусов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю государства и права зарубежных стран
  • Тема 1. Государство и право Древнего мира
  • Тема 2. Государство и право Средних веков
  • Тема 3.1 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.2 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.3 Государство и право Нового времени
  • Тема 3.4 Государство и право Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (заданий, выполняемых в письменной форме в соответствии с практикумом, см. п. 2 раздела 5.1) в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных (в т.ч. по уважительной причине) семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Тест
    Тест выполняется в первом модуле. Целью теста является проверка знаний студента по темам, пройденным ко времени проведения теста, знания специальной терминологии. Тест включает 10 вопросов с 4 вариантами ответа в каждом, из которых правильным является только 1. На прохождение теста дается 10 минут. При прохождении теста запрещается пользоваться любыми носителями информации. В случае если студент не дал ни одного правильного ответа, но при этом отсутствуют основания для выставления 0 баллов, предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ, ему выставляется оценка 1 балл.
  • неблокирующий Контрольные работы № 1 и № 2
    Контрольная работа № 1 выполняется в первом модуле; контрольная работа № 2 выполняется во втором модуле. Темы для контрольных работ заранее сообщаются студентам. Контрольная работа состоит из пяти заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем и изученных правовых памятников и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) сравнение источников права различных государств; 2) извлечение информации правового характера из неюридического исторического памятника; 3) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития соответствующего государства в определенный период; 4) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 5) определение отдельных ключевых терминов и понятий; 6) решение казусов. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, мини-эссе, завершения предложения, включенного в задание и т.п. Контрольная работа выполняется в течение 60 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях государственного и правового развития отдельных стран в различные эпохи. Экзамен состоит из пяти заданий, представляющих собой решение казусов или анализ (комментирование) фрагментов памятников права на основе пройденных тем. Ответы должны быть представлены в форме ответов на все вопросы каждого задания. Экзамен выполняется в письменной форме в течение 90 минут. На экзамене запрещается пользоваться любыми носителями информации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орез = 0,2*Осем + 0,1*Отест +0,2* Окр1 + 0,2*Окр2 + 0,6 *Оэкз,, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Отест – оценка за тест (максимальная оценка – 10 баллов); Окр1 – оценка за контрольную работу № 1 (максимальная оценка – 5 баллов); Окр2 – оценка за контрольную работу № 2 (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). Результирующая оценка по дисциплине складывается из 5 элементов: оценки за работу на семинарских занятиях, результата теста, результатов двух письменных контрольных работ и результата письменного экзамена. Блокирующей оценки не предусмотрено. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мухаев Р. Т. - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 3-е изд. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 1006с. - ISBN: 978-5-9916-2737-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran-483423
  • Рубаник В.Е. - История государства и права зарубежных стран - КноРус - 2021 - 486с. - ISBN: 978-5-406-03507-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/936591
  • Частное право Германии: Саксонское зерцало и германское гражданское уложение, Соломонова, С.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кашанина Т.В. - Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15367-1 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27640
  • Марченко М.Н. - Источники права. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18001-1 - Текст электронный // ЭБС PROSPECT - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23184
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т.Т.1: Древний мир и Средние века / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 816 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1041585