• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юридическая методология

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе права, учатся понимать методологические основы исследования права, различие между фактическим и нормативным аспектами права. Особое внимание уделяется методологии юридического познания: многовариантности понимания ключевых общетеоретических и отраслевых понятий и схем в зависимости от различных методологических подходов и значимости этих теоретических различий для решения возникающих в юридической практике вопросов. Эти знания и навыки студенты получают через изучение развития представлений о праве в исторической ретроспективе путем реконструкции идей ключевых правоведов Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о праве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента глубокого понимания социальной ценности права;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием права;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
  • понимание специфики различных правовых подходов, их социокультурной и исторической обусловленности, роли в формировании полного представления о праве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cтудент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и сущность права, типы правопонимания
  • Тема 2. Естественно-правовой подход
  • Тема 3. Юридический позитивизм
  • Тема 4. Социологическая юриспруденция
  • Тема 5. Правовой реализм
  • Тема 6. Феноменологический подход к праву
  • Тема 7. Правовая герменевтика
  • Тема 8. Интегративная юриспруденция
  • Тема 9. Либертарно-юридическая теория права
  • Тема 10. Интегральное правопонимание (коммуникативная теория права)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Домашнее задание является формой самостоятельного научного поиска студентом ответа на поставленный преподавателем вопрос с использованием письменных правовых текстов научного характера. Целью домашнего задания является уяснение студентом проблемы научного правового характера, развитие способностей к поиску решения проблемы с привлечением источников, к критическому мышлению, а также развитие способностей реконструировать идеи авторов правовых текстов и аргументированно излагать свою позицию. По объему содержание домашнего задания не должно превышать семь страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, текст должен быть выровнен по ширине, абзацы должны иметь отступ 1,25 см, отступ до и после абзацев – 0 пт. Составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на соответствующий источник с указанием номера страницы. Сноски постраничные (с использованием гарнитуры TNR, 10 шрифт, одинарный интервал, текст сноски должен быть выровнен по ширине). Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа одного или нескольких правовых научных текстов, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам. Вопросы для домашнего задания формулируются преподавателем семинарских занятий и доводятся до сведения студентов заблаговременно посредством размещения в системе LMS или направления на корпоративную почту не менее, чем за неделю до назначенного срока сдачи домашнего задания. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. Домашнее задание выполняется в письменной форме и направляется преподавателю, ведущему семинарские занятия, на корпоративную почту.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен состоит из двух частей. В рамках первой части студент должен ответить на один или несколько взаимосвязанных открытых вопросов. Ответ должен иметь форму эссе максимум 15 строк. В рамках второй части студенту предлагается прокомментировать по заданным параметрам фрагмент научного правового текста также в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом TNR 12 кегль, одинарный междустрочный интервал, выравнивание по ширине. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    О дисциплина = k1 х (О д/з + О р/с) + k2 х О экзамен , где О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,5, k 2 = 0,7, О д/з – баллы, полученные за домашнее задание (максимум - 4 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов). В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов, М. В.  Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453972 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История и методология юридической науки : учебник / И.Л. Честнов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 283 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5978a3f789a282.51535943. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989036

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мачин, И. Ф.  История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00371-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449623 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Михайлов, А. М.  Философия права: идея естественного права : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10391-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474847 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Общая теория права: Учебник / Поляков А.В., Тимошина Е.В., - 3-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 468 с.: ISBN 978-5-288-05730-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999804